Тюменский филармонический оркестр под управлением Юрия Медяника выступил с виолончелистом Александром Раммом. В программу концерта вошли редко звучащие произведения, которые в Тюмени и вовсе ни разу не исполнялись. Это Патетическая увертюра и Концерт для виолончели с оркестром Николая Мясковского, а также 15-я симфония Дмитрия Шостаковича.
Обе композиторские фигуры – и Шостакович, и Мясковский – настоящие столпы советской музыки, чье творчество смело можно назвать летописью истории. Оба оставили после себя масштабное наследие, но музыке Мясковского «повезло» несколько меньше: его сочинения в наше время – нечастые гости филармонических афиш. Юрий Медяник говорит, что обращение к творчеству этого композитора было продиктовано взаимным вдохновением.
«Когда есть такой замечательный солист, как Александр, с огромным репертуаром, и в нём есть Концерт Мясковского, то было бы преступлением не использовать эту возможность!», - добавил он.
Первое отделение было построено на контрасте – открылось Патетической увертюрой Мясковского. Это произведение написано к 30-летию Красной Армии (1947 г) и казалось бы, как и многие сочинения, приуроченные к юбилеям могло быть забыто, но музыка Мясковского оказалась очень созвучна сегодняшнему времени. Начавшись с хорала медных духовых, она сменилась натиском и сокрушительной-торжественной звуковой волной, оставив в финале слушателей в раздумьях о сути музыки, ее связи с историей и вечными ценностями.
Кульминацией первого отделения стал Концерт для виолончели с оркестром Мясковского. Александра Рамма в Тюмени знают и любят, он выступает в филармонии регулярно, и слушатели каждый раз поражаются той самоотдаче, с которой играет музыкант.
«Я волнуюсь по поводу того, чтобы донести заложенное композитором в эту великую музыку. Надо понимать, что концерт написан в 1944-1945 годах и является личным высказыванием на все ужасы Великой Отечественной войны. В этом концерте Мясковский – обычно сдержанный композитор – высказывается довольно открыто и эмоционально. Это сочинение стоит особняком в его творчестве», - отметил Александр Рамм.
Виолончель в Концерте выступает в роли рассказчика. Мелодия повествует о трагедиях, становясь попыткой осознать пережитую боль. Попыткой свыкнуться с новой реальностью. Каждая музыкальная фраза солиста была подобна фразе словесной, не нуждающейся в переводе.
На сцене между исполнителями ощущалось особое взаимодействие. По словам Юрия Медяника, это "особая химия, редкое ощущение когда понимаешь друг друга без слов". В финале концерта мелодия виолончели истаивает в верхнем регистре, вновь оставляя зрителей в состоянии задумчивости и размышления о вечных вопросах. Особый ценный момент вечера – звенящая тишина после затухания последней ноты произведения. Тишина, которая взрывается бурей аплодисментов и криками «Браво!».
Второе отделение было посвящено Симфонии № 15 Дмитрия Шостаковича. Это произведение, ставшее итогом творческого пути великого симфониста, является до сих пор загадкой, которую очень интересно разгадывать. В музыкальной ткани автор причудливо смешал раздумья о вечных ценностях и глубоко личные переживания, а цитаты, включенные в музыку добавляют сочинению многогранности и сложности. Симфония наполнена контрастами и многочисленными соло – то «игрушечная» мерцающая мелодия у флейты, то загадочный ритм у ксилофона, то мрачные аккорды у валторна.
Дирижер и оркестр, повинуясь указаниям Шостаковича, создает многомерную реальность, которая, окружая слушателя, ввергает его в особое состояние. Кажется, что можно найти ответы на все вопросы, которые возникали в первом отделении. Но симфония завершается загадочным эпилогом: вновь возвращаются игривые интонации у флейты, подержанные неземным звуков челесты, словно бы напоминая слушателю о зыбкости бытия и мимолетности самой жизни.
Программа концерта была задумана Юрием Медяником и Александром Раммом давно, еще во время празднования юбилея филармонии в сентябре 2023 года. Эта программа стала результатом их общей любви к музыке и стремления представить публике шедевры, незаслуженно редко звучащие в концертных залах.
Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Тюменский Большой драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Вероника Кирюшина.