В Тюменской филармонии прозвучали произведения, созданные в XXI веке. Сочинения Игоря Холопова и Валерия Воронова были исполнены Тюменским филармоническим оркестром под управлением Юрия Медяника, в концерте приняла участие пианистка Зарина Шиманская. Также в программе вечера прозвучала 12-я симфония Дмитрия Шостаковича.
Концертную программу Юрий Медяник предварил следующими словами:
«Развитие коллектива – это развитие по разным направлениям, одним из которых является интерес к современной академической музыке. Эта музыка имеет все шансы стать классической для тех людей, которые будут жить после нас. Поэтому сегодняшним концертом мы обращаемся к музыке современных композиторов».
Открыла концерт фантазия Игоря Холопова «Урок». Для коллектива ТФО это обращение к музыке композитора не первое – в ноябре прошлого года музыканты принимали участие в исполнении концерта для фортепиано с оркестром на темы А.Н. Пахмутовой – мировая премьера состоялась в Петербурге.
«Урок» – сочинение, которое в 2020 году было признано лучшим на композиторском конкурсе «Партитура». Произведение состоит из череды ярких эпизодов, которые сменяют друг друга в соответствии с сюжетом: в основу легла одноименная абсурдистская драма Эжена Ионеско. В ней автор описывает казалось бы ничем не примечательный момент – обычный урок профессора с ученицей, но по мере занятия выясняется что девушка обладает весьма посредственными знаниями, что в конечно итоге выводит учителя из себя и приводит к тому, что он закалывает девицу ножом. Появившаяся служанка возвещает о прибытии новой ученицы и сетует, что это уже сороковая сегодня, так ведь совсем учениц не останется!
Жестокость в этой истории граничит с юмором, а в музыке композитор играет на контрастах: уговоры воплощает в томных мелодиях, гнев профессора озвучивает громкими диссонансами, а траурным маршем после шумного «момента убийства» акцентирует мнимое раскаяние. Звуками создается картина, которая, однако не вызывает у слушателя сочувствия, а скорее подчеркивает его «наблюдательскую» позицию.
Еще одной премьерой вечера стало исполнение концерта для фортепиано Валерия Воронова. Сочинение впервые прозвучало в Петербурге в мае прошлого года, и посвящено его первой исполнительнице – пианистке Зарине Шиманской. Именно она исполнила солирующую партию в Тюмени.
Для каждой из четырех частей концерта композитор подобрал емкую ремарку, точно отражающую музыкальный образ. Например volando (полетно) или luminoso (светоносно), как бы отрывающие слушателя от повседневности и погружающие в размышления о возвышенном, необъятном.
Фортепианная партия изобилует необычными аккордами, которые создают красочные звуковые “пятна”, маркирующие разные состояния. Оркестр используется очень изобретательно, тембры перетекают один в другой, порой удивляя рождающимися как бы из ниоткуда мелодиями на колышущемся фоне струнных. В этой музыке нет соревновательного момента, свойственного жанру концерта – здесь сменяют друг друга образы и состояния: вспышка молнии, гром, образ прозрачной вуали, возвышенное и земное, рациональное и эмоциональное. Что из этого важнее – неизвестно, так как финал концерта открытый: последний звук одиноко растворяется в пространстве.
Зарина Шиманская и Юрий Медяник с музыкантами ТФО сумели создать запоминающуюся музыкальную интерпретацию, которая останется в истории оркестра как яркое открытие современной музыки.
Во втором отделении прозвучала 12-я симфония Шостаковича. Произведение автор назвал «1917 год» и посвятил Владимиру Ильичу Ленину. Однако, если не обращать внимание на программу и не думать о фигуре Ленина, то музыка оказывается не менее актуальной и захватывающей внимание слушателя XXI века – сочинение наполнено совершенно земными образами, близкими каждому – лирика, образы природы, торжество человеческого духа, неиссякаемая надежда. Все это Шостакович изображает бурно, с натиском, величественно. Ритмическая точность и ансамблевая слаженность в оркестре были безупречны, создавая ощущение монолитности звучания, Юрий Медяник вдохновенно вел оркестр, добившись от музыкантов максимальной отдачи и выразительности.
Успех прошедшего концерта, показал, что тюменская публика готова к новым открытиям. Он стал важным шагом на пути к популяризации современной классической музыки в нашем городе и открыл возможности для дальнейших проектов, представляющих произведения современных композиторов.