Сочинениями Бетховена открыли фестиваль «Алябьевская музыкальная осень»

Поделиться

1 октября в Международный день музыки в Тюменской филармонии открылся XXXIII фестиваль «Алябьевская осень». Тюменский филармонический оркестр и дирижер Михаил Грановский представили программу «ТФО.Бетховен».
Есть композиторы, чьи имена обладают для публики особой силой притяжения – Чайковский, Моцарт, Шостакович и, конечно же, Бетховен.
Тот факт, что концерт строился не по привычному алгоритму, казалось, лишь подогревал интерес к вечеру. В первом и втором отделении играли симфонию, тогда как обычно начинают программу Концертом с солистом, а во втором отделении исполняют крупное оркестровое сочинение.
Зал был полон слушателей, ожидающих встречи с великой музыкой. На вопрос: «Что для вас Бетховен?» Слушатели отвечали: «Неумирающая классика, сила, мощь, гранит музыки». А по словам оркестрантов, исполнять Бетховена – это большая ответственность, к тому же нужна недюжинная концентрация.
В программу вошли две симфонии Бетховена – в первом отделении исполнили Симфонию №6 «Пасторальную», во втором – №3 «Героическую». Каждое из этих сочинений в свое время было новаторским и вызывало вопросы со стороны слушателей и исследователей.
«Пасторальная» полна образности, и может показаться довольно легкой по замыслу и восприятию. Навеянная образами природы, эта симфония была своеобразным вызовом общественности. Каждой из пяти частей симфонии Бетховен присвоил название, тем самым прописав «программу для восприятия»:
1. Пробуждение радостных чувств от прибытия в деревню.
2. Сцена у ручья.
3.Веселое сборище крестьян.
4. Гроза. Буря.
5. Пастушья песня. Благодарение после бури.
В заметках композитор отмечал следующее: «Слушателю предоставляется определить ситуации. … Всякая живописность, если ею злоупотребляют в инструментальной музыке, проигрывает. … Тот, кто имеет понятие о сельской жизни, и без множества надписей поймет, чего хочет автор. Даже без описаний целое можно понять скорее как выражение чувств, а не звуковую картину».
Эта симфония представляет непривычного Бетховена – нет силы и мощи, борьбы и победы, драмы и конфликтов – она беззаботна и легка, растворяет слушателя в природе и приводит в гармонию с собой. Даже финал сочинения спокойный и умиротворенный, настолько, что сразу даже и непонятно, что симфония закончилась – аплодировать активно стали только после поклонов отдельных музыкантов, исполнявших соло.
О «Героической» писали, что она слишком длинна (по меркам начала 18 века), но общий объем продиктован замыслом сочинения – намереваясь посвятить симфонию Бонапарту, Бетховен развил музыкальные темы широко и масштабно. Новаторским было введение в симфонию траурного марша, о котором Л.Кириллина в книге «Бетховен. Жизнь и творчество» пишет: «Оркестр выступает здесь не как безликий «хор», а как сообщество неповторимых личностей, у каждой из которых есть собственное отношение к происходящему: персонифицированы все группы и все инструменты без исключения, в том числе самые немелодические – контрабасы, трубы и литавры. Первая часть – героическая, вторая лирическая, третья траурная, четвертая – танцевальная, все вместе – бетховенский универсум, который притягивает своей полнотой».
За дирижерским пультом был приглашенный маэстро из Москвы Михаил Грановский. Оркестр играл собранно и едино, следуя за каждым жестом дирижера, и доверяя его интерпретации. «Пасторальная» прозвучала просто и смело, открыто и энергично, а «Героическая» масштабно и грандиозно.
Завершился вечер премьерой для Тюмени: искрометной музыкой Алябьева – увертюра к водевилю «Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль». Эта музыка была написана еще при жизни Бетховена, да и в самом музыкальном материале очень много от эпохи классицизма, так что окончание вечера получилось в стилистике основной программы и дало отличный старт XXXIII фестивалю «Алябьевская музыкальная осень».


Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Тюменский Большой драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Вероника Кирюшина.