Она обладает удивительным, завораживающим голосом, знаниями в области музыки, она формирует эстетический вкус и любовь к классической музыке. Сегодня наше интервью посвящено заместителю директора Тюменской филармонии по творческой деятельности, ведущей концертов – Надежде Дмитриевне Коваленко.
Каким был Ваш путь в музыку, и как Вы пришли в Тюменскую филармонию?
Я окончила детскую музыкальную школу в Алапаевске, затем поступила в Асбестовское музыкальное училище (Алапаевск и Асбест – города Свердловской области).
70-е годы прошлого века – время активного создания новых музыкальных учебных заведений: только на Урале было открыто три новых музыкальных училища, в том числе в Асбесте. Нашими преподавателями были недавние выпускники консерваторий страны, и они с увлечением взялись за дело – обстановка в училище была очень творческая.
Первоначальное обучение связано с фортепианным отделением, но постепенно стало ясно, что меня больше привлекает музыковедение, и я приняла решение перейти на теоретическое отделение. И потом готовилась к поступлению в Уральскую государственную консерваторию им. М.П.Мусоргского именно по этой специальности. Музыковедческое образование предоставляет «широкое поле» деятельности: можно стать преподавателем, заняться научной работой, быть сотрудником музея или музыкальным журналистом, но я – довольно неожиданно – оказалась в Тюменской филармонии в роли музыковеда, ведущего концертов.
Не скажу, конечно, что это была новая для меня сфера: в музыкальных учебных заведениях у теоретиков существует такой предмет, как «Лекторское дело». Не все его любят, и далеко не у всех получается, но мне нравилось: я вела концерты очень часто и в училище, и в консерватории.
И когда сложилась такая ситуация, что в Тюменской филармонии к началу концертного сезона нужен был музыковед, художественный руководитель филармонии – этот пост тогда занимал Авенир Владимирович Проскуряков, – обратился к проректору по науке, и Нина Алексеевна Вольпер предложила мою кандидатуру. Так я оказалась в Тюменской филармонии, где работаю и в настоящее время.
Сколько лет работаете в роли ведущей концертов в Тюменской филармонии?
Получается, что почти четверть века… В 90-е годы ХХ века филармоническое дело в России пришло в упадок, и мне пришлось перейти на преподавательскую работу в Тюменский колледж искусств. А в 2007 году, когда концертную организацию возглавил Михаил Михайлович Бирман, он меня пригласил вернуться в Тюменскую филармонию, но уже не только в качестве ведущей, но и художественного руководителя творческих программ.
Как давно Вы работаете в сфере музыкального искусства, и почему выбрали именно это направление?
Повторю: мое детство прошло в Алапаевске – городе, где 2 года жил Петр Ильич Чайковский, и именно из этого города его увезли в Санкт-Петербург для определения в Императорское училище правоведения. Тогда школа (сейчас она носит его имя) располагалась в том особняке, где жила семья Чайковских. Моя преподавательница по классу фортепиано – Вера Борисовна Городилина – была страстной поклонницей творчества Чайковского. Благодаря ее, без преувеличения, подвижническому труду – создан, и сегодня работает музей, посвященный жизни в Алапаевске семьи будущего великого композитора.
Несмотря на то, что Петр Ильич был уже при жизни европейски известным композитором, у него долго не было своего дома. Лишь в конце жизни он приобрел особняк в Клину, и сегодня существует три дома-музея Чайковского: в Воткинске (там композитор родился), в Алапаевске, в Клину, где прошли последние годы его жизни.
Видимо, атмосфера алапаевского дома Чайковских и моя преподавательница, которая привлекла меня еще в детстве к рассказам о творчестве Чайковского (музей начинался с небольшой комнаты, в которой располагались материалы), повлияли на мое решение заниматься музыкальным искусством профессионально.
Помните ли вы момент, когда открыли для себя любовь к академической музыке, и как Вы учились слушать ее?
В моем случае подтверждается известная истина, что «все идет из детства». Мои родители не имеют никакого отношения к музыкальному искусству: мама была преподавателем, проработавшим в школе 35 лет, отец – служащий МВД.
Но сейчас, по прошествии времени, я понимаю, что семья наша была музыкально одарена: не зная музыкальной грамоты, мой дядя, например, хорошо играл на баяне, другой – на гитаре, у отца был приятного тембра голос. И когда они вместе собирались, звучали и народные мелодии, и популярные советские песни. Какое это было удовольствие – засыпать под звуки музыки! Видимо, музыкальные способности я получила по наследству…
А училась слушать «серьезную» музыку на концертах Свердловской филармонии. Во время летних фестивалей на открытой сцене выступал Свердловский симфонический оркестр, зимой проводились камерные концерты, причем программы были, как я сейчас понимаю, довольно серьезные. Рядом с моим домом находился Дворец металлургов (Алапаевск был одним из многочисленных городов Урала, в которых развивалось металлургическое производство с XVIII века), в нем был, по тем временам, хорошо оборудованный и с прекрасной акустикой зал – именно там проходили концерты. Но больше всего в концерте мне нравилось слушать ведущих и их рассказы о музыке и композиторах – наверно, с этого времени зародилась любовь к будущей профессии….
Вы провели огромное количество концертов. Случайно, не можете назвать цифру?
Никогда не задумывалась об этом… Когда я начинала свою деятельность в филармонии, у меня, как ведущей, была норма – 16 концертов в месяц. В концертном сезоне – 10 месяцев, и в таком режиме я работала 10 лет. Однажды у меня была программа, посвященная вальсу, и только с этой программой мы выступили более 300 раз…
После возвращения в филармонию в 2007 году количество концертов, естественно, уменьшилось, но, если прикинуть, то получится, что за все время работы, наверное, мною проведено более двух тысяч концертов.
А Вы помните первый концерт, который Вы провели в качестве ведущей?
Конечно, помню! Это была программа, которая досталась мне «по наследству» от прежнего музыковеда, планировавшего концертный сезон в Тюменской филармонии. Произведения исполнителями уже были выучены, я должна была просто составить текст концертной программы. Написала, пришла к художественному руководителю, показала, он одобрил. Но я очень волновалась: а вдруг что-то забуду? И тогда Авенир Владимирович – а он сам был очень красноречив – преподал первый профессиональный урок. Это был совет, которому я следую до сегодняшнего дня и повторяю студентам: «Если потерял мысль, не показывай вида и продолжай говорить – никто не знает, что и как ты хотел сказать»… Но, когда впервые вышла на сцену концертного зала Тюменской филармонии, ноги подкашивались… К счастью, все прошло, по отзывам слушателей и коллег, очень достойно.
Расскажите про концерт, который Вам запомнился, и почему?
Это довольно трогательное воспоминание из начального периода работы. В начале сезона в Тюменской филармонии проходил концерт фортепианной музыки, сольную программу в котором исполнял Глеб Борисович Аксельрод. Он на тот момент являлся одним из ведущих и авторитетных российских пианистов, но был уже в возрасте. У него этот концерт был первым в сезоне, так же, как и у меня. Мы с ним встретились за кулисами, и он меня спросил: «Вы волнуетесь?». Я ответила: «Конечно! А Вы?». Тогда он предложил: «Давайте будем волноваться вместе?» И так сочувственно у него это прозвучало, что пришло спокойствие, и концерт прошел очень удачно. Всегда, когда я вспоминаю этот случай, на душе становится тепло...
С какими именами современная академическая музыка ассоциируется лично у Вас?
К современной академической музыке, то есть созданной композиторами XX и XXI века, честно скажу, отношение у меня неоднозначное. Далеко не все авторы и произведения могут привлечь мое внимание как слушателя, но как исследователя – иногда это интересно. Недавно мы со студенткой – выпускницей Колледжа искусств занимались исследованием симфонии Николая Николаевича Сидельникова «Сказание о земле русской» и оказалось, что это произведение прекрасно и по замыслу, и по его воплощению.
Как человек, связанный с творческим планированием концертной жизни, могу отметить, что современная практика в области академической музыки связана, прежде всего, с исполнительским искусством, которое в настоящее время находится на высоте. В свое время я вела концерты многих выдающихся артистов – это были, находящиеся на вершине своей карьеры, пианисты, скрипачи, вокалисты, но и сейчас существует большое количество талантливых молодых исполнителей. Хочу особо подчеркнуть, что практически все они уже выступали в Тюмени либо с сольными концертами, либо в ансамбле с Тюменским филармоническим оркестром. И многие из них обладают главным – не только совершенной техникой игры на инструменте, но полной осознанностью исполняемого произведения.
Однако, как показывает практика, концертирующие исполнители не очень часто и охотно включают произведения современного репертуара в свои программы – слушатели все-таки предпочитают привычные имена – Моцарт, Шопен, Чайковский, Рахманинов…
На ваш взгляд, какие концерты любят посещать тюменские слушатели?
Есть в Тюмени определенная сложившаяся на протяжении десятков лет группа людей, которые составляют основу нашей аудитории. Они любят любую хорошую музыку, носящую статус классической, и профессионально исполненную. К сожалению, сейчас таких тонких ценителей, о которых можно сказать, что они широко осведомлены в области музыкального искусства, становится все меньше и меньше.
Всегда отрадно видеть в залах филармонии молодых людей, которые потом с восторгом говорят о том, что они никогда не были в филармонии, но вернутся снова. Есть те, кто предпочитает концерты симфонической музыки или орган, кто-то из любопытства приходит на концерты, проходящие за кулисами. В зале на специализированных концертах все чаще появляются родители с детьми – это новая подрастающая группа слушателей.
Впрочем, планируя сезон, мы стараемся, чтобы каждый из наших слушателей нашел для себя что-то интересное, поэтому в течение сезона на сцене филармонии проводятся концерты разных жанров – слушателю остается только определиться, какой концерт он бы хотел посетить.
У Вас есть любимый композитор и произведение?
Не могу сказать, что у меня есть любимый композитор. Мои предпочтения с возрастом и приобретением жизненного опыта изменяются: в детстве мне нравились произведения Бетховена и, безусловно, Чайковского – сочинения с бурным выражением эмоций, в юности – романтичные Шопен и Лист, сейчас предпочитаю произведения эпического, повествовательного склада. Хотя должна отметить, что практически любое произведение или программа, исполняемая оркестром или солистами, для меня интересна. Музыка – это искусство удивительное, одно и то же произведение может иметь кардинально противоположные интерпретации, поэтому его можно слушать бесконечно в разных исполнениях. Не счесть, сколько вариантов исполнений знаменитой «Лунной сонаты» Л. Бетховена я знаю, но слушаю ее снова и снова. Недавно в Интернете нашла концерт Михаила Плетнева – по моему мнению, он гениальный музыкант, особенно, как пианист, – он исполняет популярные сонаты Бетховена, в том числе и «Лунную». Для меня это стало настоящим художественным потрясением – настолько музыкант переосмысливает содержание «хрестоматийного» произведения.
Скажите, Вы волнуетесь перед концертами?
Да, переживаю до сих пор... Может быть, в Малом зале это происходит не так часто, так как там все-таки камерная обстановка, а в Концертном зале им. Ю. Гуляева – по-прежнему на каждом концерте. В настоящее время ответственность увеличилась вдвойне, так как в связи с развитием программы «Виртуальный концертный зал» зачастую трансляция концерта идет еще и в сети интернет. И тебя слушают не только 500-600 человек, которые находятся в зале, а на территории всего концертного пространства области. Стараюсь об этом не задумываться, но, честно – это страшновато. Особенно после случайной встречи в Екатеринбургской филармонии, когда проходившая мимо меня слушательница обронила: «А я Вас знаю, Вы концерты в Тюменской филармонии ведете». Она меня тогда немного испугала – я не представляла, что слушательская аудитория имеет такие масштабы.
Какими знаниями нужно обладать, чтобы работать ведущей?
Для этой профессии необходимо много слагаемых, но одно из главных –базовое профессиональное музыковедческое образование, которое дают в консерватории. В курсе глубоко и обстоятельно изучаются не только теория и история музыки, но и общая история, философия, эстетика.
Кроме того, человек, который хочет работать в роли ведущего, должен владеть хотя бы «азами» ораторского искусства. Сегодня сколько угодно выступлений, лекционных курсов, которые ведут грамотные, образованные преподаватели, но слушать их бывает невозможно. У ведущего, рассказывающего о музыке, композиторе, произведении, должен быть большой словарный запас. Наша преподавательница по сценической речи заставляла нас учить стихи, читать прозу Пушкина, Паустовского, других авторов, обращая внимание на их образный язык.
Конечно, желательно для ведущего иметь сценическую внешность, но отсутствие этого качества может компенсироваться важнейшим – искренней любовью к музыке и желанием заниматься лекторским делом. На моей памяти в Тюменской филармонии были ведущие, которые работали один, два сезона и уходили по разным причинам, потому что не чувствовали в себе этого призвания.
Как удается совмещать две должности: роль ведущей концертов и заместителя директора по творческой деятельности?
Я заместитель директора с 9.00 до 18:00, а ведущая концертов - с 19:00, поэтому совмещать удается (смеётся).
Выдаются ли дни отдыха с такой интенсивной работой, и как проводите их?
Не могу сказать, что как-то по-особому провожу дни отдыха, но в свободное время гуляю, стараюсь поддерживать физическую форму походами в бассейн. Выучила английский язык, и теперь каждый день стремлюсь выделить хоть 15 минут, чтобы почитать. В настоящее время нахожусь в стадии освоения итальянского языка, и это происходит… в автобусе: в течение тех 40 минут, что еду на работу, учу неправильные глаголы, запоминаю слова, времена, которых в итальянском в нашем понимании слишком много!
Если подумать, то во время концертного сезона свободного времени практически нет, или очень мало – все время провожу на работе. Получается, что работа – это мое хобби. У меня же есть еще одно увлекательное занятие – педагогическая работа: по субботам в Колледже искусств я веду занятия по истории музыки.
Какие концерты хотелось бы порекомендовать слушателям в новом концертном сезоне?
На мой взгляд, следующий сезон в Тюменской филармонии обещает быть интересным. Все коллективы имеют собственные абонементные циклы, в которые войдут новые программы: Хоровая капелла расширяет жанровую палитру исполняемых произведений, оркестр «Камерата Сибири» приглашает в музыкальное путешествие по разным странам, Тюменский филармонический оркестр продолжит практику сотрудничества с молодыми солистами и дирижерами. В Малом зале также запланированы очень интересные программы. Можно констатировать, что на сегодняшний день в Тюменской филармонии царит творческая обстановка.
Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Тюменский Большой Драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. И.о. генерального директора объединения – Вероника Кирюшина.