Алексей Карабанов: «Любовь публики — самая высшая награда»

Поделиться

Художественный руководитель и главный дирижёр Тюменского филармонического оркестра, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ Алексей Карабанов радует слушателей со сцены Тюменской филармонии в течение целого концертного сезона. В интервью дирижёр рассказал нам об особенностях профессии, творческих планах на новый концертный сезон и многом другом.

- В какой момент Вы решили, что свяжете жизнь именно с музыкой? На каких инструментах играете?

- Трудно сказать, в какой момент. Музыка сама ко мне пришла. Всё началось в 12 лет, когда я точно определился и пошел в музыкальную школу. Причём, произошло это в середине учебного года, в феврале. Меня приняли, я принёс маме платёжку, тогда 4,80 р. стоило обучение.

Музыкальную школу я закончил по классу кларнета, проучившись 3,5 года. Следом поступил в музыкальное училище. И уже потом поступил в Москву на дирижёрский факультет. Я – единственный музыкант в семье, мама мне всегда помогала, очень поддерживала. В какие-то моменты заставляла, когда заниматься не хотелось. Это же рутинная и ежедневная работа, мне так хотелось погулять, а тут на кларнете нужно гаммы учить... Так происходит во всех семьях, где дети занимаются музыкой, и родители помогают.

- Почему Ваш выбор пал на дирижирование?

- Это пришло постепенно. Формирование направления происходит всегда. Начинается путь с музыкального инструмента, а потом накапливается какая-то критическая масса внутренних музыкальных ощущений, которые ведут дальше. В музыкальном училище со второго курса в рамках программы я начал изучать дирижирование. Сейчас, наверное, программы изменились. Но тогда было так. Эти уроки вдохновили меня попробовать. Моим педагогом был Виктор Павлович Карасёв, который закончил Петербургскую консерваторию у Ильи Александровича Мусина. Мне всё время везло с педагогами – все они были учениками Ильи Александровича.

- Какие черты характера нужны, чтобы руководить оркестром?

- В первую очередь, конечно, профессиональные музыкальные навыки. Помимо музыкальной эрудиции и образования нужны волевые качества, которые позволяют вести за собой. Быть дирижером — нести ответственность за исполняемую музыку. Оркестр ведь воплощает замысел дирижёра: интерпретацию, баланс звука, соотношение частей, темп и многое другое.

- В чем Вы видите свою дирижёрскую миссию в ТФО?

- Это особая просветительская миссия в Тюмени, которая реализуется благодаря оркестру. Главный дирижёр здесь является ключевой фигурой, он несёт культурную парадигму задач, как «ледокол», который колет этот лёд боязни и непонимания симфонической музыки. Наша задача – показать всю красоту этого дивного мира, привлечь людей. И тот, кто однажды пришёл, ощутил, узнал это высокое чувство наслаждения музыкой и трепет души… Тот миг, когда начинаешь волноваться и переживать вместе с оркестром в каких-то драматических моментах… Вот это ощущение! Когда люди выходят из филармонии, у них остается надолго чувство духовной чистоты и душевного подъема. Это самое главное!

- Как Вы взаимодействуете с музыкантами? Требует ли это особого подхода, настроя?

- Настроение всегда влияет. Благодаря многолетнему опыту я могу настроением управлять, не мешая делу. На концерт люди приходят послушать музыку в лучшем исполнении, и мы должны им это дать, и здесь все личные моменты должны быть отставлены в сторону. Также и в работе с оркестром – всё личное должно быть убрано, остается только дело. Это самое главное.

- В концертном сезоне 21/22 Тюменской филармонии каким репертуаром удивляли слушателя?

- Концертный сезон 21/22 сформирован был не мной – он достался мне по наследству. Все творческие задачи решались, потому как были запланированы. Интересная была программа, понравилась. Было хорошее сочетание музыки современной и старых мастеров. Культура – это многогранная составляющая, она строится из большой мозаики, из которой если изъять одну часть, будет чёрная дыра. Этот сезон можно назвать мультикультурным. Он открылся хорошей классикой Эдварда Грига, Сергея Прокофьева, Вольфганга Амадея Моцарта, Михаила Глинки, Людвига ван Бетховена. Были и современные композиторы, например, Алексей Шор. Следующий сезон – моя творческая задача, которую я уже сформировал.

- Вы обычно дирижируете палочкой или руками? Сколько палочек у Вас в коллекции? Какая самая любимая?

- У меня две одинаковые палочки – одна дома, другая в филармонии. Это очень хорошие палочки. Иногда я дирижирую без них, это зависит от произведения. Для какой-то музыки требуется больше пластики, там руки могут сказать больше. А где нужна точность, конечно, выручает дирижёрская палочка. Она организовывает, помогая сконцентрировать внимание на определённых точках.

- Предлагаю теперь немного поговорить о ТФО, ведь вы находитесь на посту его главного дирижёра целый сезон, практически уже год…

- Сезон был плотный. Так сложилось, что второго дирижёра в этом сезоне не было. Приходилось делать всё самому за двоих. Очень много работы, но мне это даже нравится. Для меня год проскочил, как секунда. В этом сезоне была сыграна разноплановая музыка: от радостного и веселого произведения Феликса Мендельсона до трагичного и драматичного «Петрушки» Игоря Стравинского. В декабре играли по два концерта в день. Было тяжело, но мы с оркестром справились с задачей.

- За целый год музыкантов в Тюменском филармоническом оркестре только прибавилось. Как вам это удалось?

- У нас есть и потеря – переманили одного музыканта, но это жизнь. Всегда есть места, где условия еще лучше. С этим ничего не поделаешь. В этом сезоне у нас появились очень профессиональные музыканты: гобоист, кларнетистка (она же и исполнитель на бас кларнете) и тромбонист (концертмейстер группы тромбонов). Кстати, у нас в оркестре пока еще есть вакансии.

- Чего не хватает оркестру для полного счастья?

- У нас есть мечты о расширение оркестра. Нам не хватает голосов и приходится приглашать музыкантов на концертные программы. Это очень нерентабельно, потому что дорого. Если бы на этом месте был свой исполнитель, здесь и сейчас, было бы гораздо удобней. Будем надеяться и решать.

- Что Вы считаете принципиальным для дирижера, без чего он не может появиться перед оркестром?

- Он должен просто знать музыку. И понимать, что делает.

- Есть музыка, которую Вы ни при каких обстоятельствах не будете исполнять?

- Трудно сказать. За свою долгую практику не встречался с такой. Иногда бывает, что определённая музыка не вызывает восторга, но и её приходится играть. Наши мэтры –дирижёры Геннадий Рождественский и Евгений Мравинский, говорили, что самое любимое произведение – то, над которым работаешь в данный момент. Поэтому в любом случае, чтобы ты ни дирижировал, в произведение надо влюбиться, тогда оно будет хорошо звучать. Если музыка слабая, ты из неё вытаскиваешь всё по максимуму и находишь моменты, которые можно усилить.

- А кто Ваши любимые композиторы? Кого с наибольшим удовольствием играете?

- С большим удовольствием играю Вольфганга Амадея Моцарта и Петра Чайковского – они самые любимые. Люблю музыку Бетховена и Римского-Корсакова … список бесконечный. Сегодня хочется слушать одно, а завтра настроение меняется, и музыка привлекает уже другая. И в этом вся прелесть, потому что от каждого произведения разные эмоции.

- А что вы слушаете дома для души? Находится ли для этого свободное время?

- Дома я слушаю тишину. Музыку слушаю только в процессе домашней подготовки. Я, можно сказать, лишён счастья слушать исключительно для наслаждения. Я «включаю» тишину… Потому что в моей жизни очень много музыки, и она не исчезает из головы мгновенно. При подготовке программы музыка всё время крутится в мыслях, даже когда программа уже завершилась. Дальше её вытесняет новая. Лишнюю музыку я выключаю – например, в машине.

- Расскажите о теме ваших концертов в новом концертном сезоне 22/23?

- Новый концертный сезон 22\23 выстроен очень разнопланово. В первую очередь, это наши абонементы. Например, совершенно шикарный «ТФО и мастера исполнительского искусства». Выступать будут российский скрипач и дирижер, народный артист России, «Русский Паганини» Максим Федотов; российский тромбонист, солист оркестра Мариинского театра Алексей Лобиков; лауреат международных конкурсов, флейтист Николай Попов; пианистка Марина Яхлакова. Все они приедут к нам впервые. Виолончелист Александр Рамм с ежегодным концертом посетит Тюмень, это уже знаковое событие в Тюмени.

Также мы представим слушателям музыку, связанную с глобальной классикой, это сочинения Иоганна Брамса, Петра Чайковского, Рихарда Вагнера и Карла Вебера. Впервые в России мы представим абонемент «Музыка и живопись», пригласив Илью Малахова, талантливого историка искусств, сотрудника Пушкинского музея (г. Москва). На большом мультимедийном видеоэкране будет сначала рассказана история картин, а потом они станут появляться на экране во время исполнения музыки, дополняя и усиливая эмоциональный ряд. Затронем искусство итальянского Возрождения, Французский импрессионизм и социалистический реализм.

- Какие гастроли будут в следующем сезоне? Ожидать ли других ярких событий?

- В начале декабря планируются традиционные гастроли в «Зарядье» в Москве, потом мы выступим в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, сыграем абсолютно новую программу, которую еще до этого момента услышит и тюменский зритель. В ней примут участие солисты Людмила Берлинская и Артур Ассель – неразделимые пианисты, партнёры на сцене и вне её. Прозвучит «Концерт для двух фортепиано с оркестром» — произведение французского композитора Франсиса Пуленка.

Ежегодный фестиваль Дениса Мацуева вновь порадует слушателей. Пока программа держится в тайне. Ещё одно яркое событие произойдёт весной – впервые откроется фестиваль «Сибирская весна», на котором прозвучит целый ряд музыкальных шедевров: опера «Кармен» Жоржа Бизе, «Реквием» Джузеппе Верди, «Кармина Бурана» Карла Орфа, оратория «Океан» современного композитора Владислава Панченко. В концертах примет участие Академический большой хор «Мастера хорового пения» из Москвы, наша Хоровая капелла и приглашённые солисты. А завершится фестиваль в День рождения Сергея Рахманинова, 1 апреля. В это вечер для тюменцев сыграет Александр Малофеев — российский пианист, обладатель I премии и Золотой медали VIII Международного юношеского конкурса им. П. И. Чайковского.

- И напоследок… Какова высшая награда для дирижёра?

- Любовь публики — самая высшая награда. Ответ зала. Главное, как публика принимает или не принимает. Если зритель любит, то и идёт с удовольствием на концерты, зал полный. В Ленинграде времён Евгения Мравинского концерты объявлялись всегда внезапно, потому что никто не знал, он репетирует или нет. Как узнавали слушатели, что будут продаваться билеты? Никаких объявлений и интернета не было, но всегда стояла огромная многочасовая очередь за билетами на концерт, и в течение короткого времени все билеты были раскуплены. Вот это любовь и счастье.


Это интересно: Тюменский филармонический оркестр под руководством Алексея Карабанова ждет участие в одном из крупнейших культурных проектов региона – «Лето в Тобольском Кремле». В 13 раз музыкальный фестиваль «Лето в Тобольском кремле» встречается со слушателями. В этом году это событие поражает своим масштабом: фестиваль проходит в Тюмени и Тобольске, длится 9 дней, за это время будет дано 10 концертов. Многие из них пройдут под открытым небом, на Красной площади, близ Тобольского кремля. Опен-эйр самый прекрасный формат для теплого времени года, особенное, если «залом» становится главная площадь перед уникальным, единственным белокаменным кремлем за Уралом.

Не пропустите выступления ТФО на этой прекрасной площадке! Стартует фестиваль 24 июня, завершится 2 июля.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Тюменский Большой драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. И.О. Генерального директора объединения - Вероника Кирюшина.