Михаил Топалиди: «Я хотел стать врачом или филологом, но только не музыкантом»

Поделиться

В нашем интервью Михаил рассказал о своей профессии, про необычный концерт и несостоявшуюся карьеру врача. Итак, давайте знакомиться с артистом Тюменского филармонического оркестра и руководителем оркестра «Мока project» поближе. 

- С чего началась ваша карьера? Как и почему вы вообще решили освоить игру на ударных инструментах?

- Меня «засунули» в музыкальную школу вместо кружка, потому что она была бесплатная. Музыкантов в нашей семье не было. Родители хотели сначала отдать на фортепиано или скрипку, но эти предметы были платные и по конкурсу. Предлагали и на духовые инструменты, там не было конкурса, но мне не захотелось совсем. Увидел ударные и подумал, что там особо не надо заниматься. Это была музыкальная школа в Санкт-Петербурге, рядом с домом. В школе мне очень нравилось заниматься, общаться. Но тогда я не воспринимал происходящее как что-то серьёзное. Мечты мои были о медицине – хотел стать врачом.

- Где вы учились музыке? Каких педагогов вспоминаете с благодарностью?

- После школы я поступил в музыкальный колледж, чтобы не ходить в армию. Там мне встретилась преподаватель Нина Викторовна Мацуева. Она очень много рассказывала и объясняла разные нюансы, мы ходили с ней в театр. Замечательный человек, который знакомит с миром музыки, после общения с ней хочется дальше заниматься. Она многому меня научила не только как музыкант, но и как человек. Приятно с ней было общаться, что редкость среди педагогов. Я с ужасом ждал окончания колледжа, очень хотелось продлить время обучения.

В колледже я устроился на работу в Театр юного зрителя, там имелся небольшой оркестр – было интересно. Мы озвучивали персонажей во время спектакля. Старый советский театр, актеры, на которых еще даже мама ходила. Уровень актеров и музыкантов выше, чем сейчас. Я не видел таких нигде. Много у них узнал.

После колледжа встал выбор – идти дальше учиться или работать. Мне настолько нравилось в колледже, что решил поступать в консерваторию. Думал, там будет ещё лучше и интереснее. Когда поступил, разочаровался. Мои ожидания не оправдались, энтузиазм спал. 

- Многие, даже несмотря на особое увлечение музыкой, всё же не решаются связывать свою жизнь с профессией музыканта. Как к этому выбору пришли вы?

- Колледж оставил хорошие воспоминания. Ребята приглашали поиграть в разные оркестры. Устроили в Мариинский театр, несколько лет я отработал, как приглашенный музыкант. Это было интересно. Стоит отметить, что мой любимый музыкальный жанр – это опера и театр. Синтез жанров: театр, музыка, вокал, свет, декорации, танец, язык тела. Для меня было открытием, что в балете каждое движение имеет смысл. И постановки стали восприниматься по-другому.

- Почему выбор в итоге пал на Тюмень, а не на культурные столицы? 

- Хочу развеять миф, что Москва или Санкт-Петербург – это культурные города, а провинция – нет. На самом деле уровень культуры везде приблизительно одинаковый, и он не слишком высокий сейчас. Со временем это изменится. Заключается это в боязни экспериментов, поиска новых форм. Наша деятельность крайне затратная, если качественно делать, например, для оркестра нужен хороший зал, звук. В мире дошли до того, что строят залы под оркестр, а под орган подбирают сорта дерева. У нас сначала строят буфет, а потом уже красивые ложи, к сожалению, звук – в последнюю очередь.

- Существует ли такой музыкальный материал, который вы ещё не играли, но мечтаете сыграть?

- Безусловно, да. Если играть в оркестре, то очень хотелось исполнить Оливье Мессиан «Пробуждение птиц». Современный композитор 20 века, сложное и объёмное произведение для большого оркестра, оно звуко-изобразительное. Автор хорошо разбирался в видах птиц. Все голоса соответствуют определённой птице. Там нет как таковой мелодии, но это очень интересное произведение.

- У оркестрантов ведь обычно никто не спрашивает, хотят ли они играть то или иное произведение? Какие произведения вы бы выбрали?

- В целом, да. У нас есть такая история, у каждой группы, скрипки или виолончели есть концертмейстер, как первый голос. Собрание концертмейстеров теоретически может рекомендовать дирижёру: «Давайте сыграем то или иное, на следующий год». Это некий совещательный орган, но решение принимает художественный руководитель.
Кроме того, мы озвучиваем группой музыкантов каждый год по несколько фильмов. Одной из первых была кинолента из золотого фонда немого кино –«Огни большого города» с Чарли Чаплином. Это не совсем оркестровая история. Мы сделали отдельный маленький коллектив, собрали людей энтузиастов, которым был интересен проект. Когда мы делали первый фильм, подготовка заняла у нас три месяца. Учитывая, что у нас основная работа есть, времени катастрофически не хватало.

- Расскажите о творческих и профессиональных планах?

- Тюменская филармония всегда идёт навстречу нам. На следующий год у нас в рамках абонемента «Следуй за музыкой» запланировано три концерта. Первый – классика «немого» кино, Чарли Чаплин, который любому зрителю интересен. Порадуем и детским концертом. А третий сделан из такой музыки, которая совсем не популярна. В них мы взяли композиторов 21 века. Похожее выступление было совсем недавно – «Лаборатория ритма». Публике очень понравилось, были вдохновляющие отзывы. Хорошая музыка, и ноты интересные - их нам предоставили из-за рубежа.

- Существует ли у вас «философия игры»?

- Каждый композитор закладывает свой смысл в произведениях. А мы можем только подбирать определенный набор композиторских сочинений и, возможно, на концерте, когда они объединены в одно, у зрителя появляется в голове какая-то картина. Есть вещи, которые всегда остаются – они добрые и наивные, не подвластные времени. 

- Каждый музыкант имеет в голове список совершенно идеальных инструментов и оборудования, которые он хотел бы использовать в игре. Существует ли у вас подобный список, что именно входит в него?

- Не только в провинции, но и в культурных столицах в плане ударных есть технические проблемы. Это связано преимущественно с тем, что раньше к ударникам относились не бережно. «У тебя есть два барабана, играй что-нибудь». До сих пор иногда так происходит. Это очень большой пласт для музыки, в том числе маримбы, литавры с оркестром, современные произведения. Например, для Бетховена или Моцарта нужны барочные литавры. А у нас их нет. Это большой пласт, ведь каждый инструмент соответствует своей эпохе. Ну и, конечно, это очень дорого, отечественных ударных практически нет. Чтобы играть, мы вынуждены были приобрести на свои деньги инструмент, он стоил около двух миллионов рублей. Это как взять ипотеку. 

- На чем вы играете сегодня?

- Преимущественно играю на академических ударных. Постоянно изучаю что-то новенькое. 

- От чего обычно зависит выбор в пользу того или иного инструмента?

- В музеях есть старые барабаны или литавры. Сейчас считается, что новые духовые или ударные лучше. А, например, струнные – чем старше, тем качественнее. Сейчас я играю на литаврах, до этого я числился литавристом, но играл всё время на малом барабане, это отдельная специализация.

- Расскажите, как складывается ваша работа в Тюменском филармоническом оркестре?

- Это был не первый оркестр. Раньше мы с супругой много странствовали, были в Белгороде, Кисловодске, в принципе, мы бы там и остались, но позвонил Евгений Иванович и предложил нам приехать в Тюмень работать в новом оркестре. Ответ потребовал сегодня же. Мы с Александрой приехали. Было ощущение больших горизонтов, перспектив. Оркестр с нуля! Это редко бывает.

- Можно сказать, что вы специалист широкого профиля – играете и в оркестре, и в составе ансамбля «Мока». Что вам интереснее? 

- На самом деле мне интереснее опера. Очень обидно, что в Тюмени, огромном городе с миллионом жителей нет оперного театра. Хотя даже в Финляндии, (друг у меня там работает) в небольшом городке, в котором проживает 10 или 20 тысяч жителей, две филармонии. Ужасное упущение для Тюмени, это бы подняло культурный уровень. Я думаю, людям было бы очень приятно провести вечер в оперном театре.

- Вы учитесь в данный момент в Тюменском медицинском колледже, планирует поменять профессию?

- Да, учусь в медицинском колледже на зубного техника. Когда я иду на репетицию, по пути вижу клинику. Каждый раз обращаю внимание, как они ювелирно работают, а мне всегда такое нравилось. Раньше делал масштабные миниатюры – домики, города своими руками. А тут смотрю: и дело делаешь, и полезно. Я поступил в колледж, честно говоря, даже и не думал, что это окажется настолько интересно. Менять профессию не планирую. Просто хочу заняться ещё чем-то.

- Что в музыке для вас самое главное?

- Качественное исполнение! Это очень, очень важно.

- Музыкантам всегда есть, к чему стремиться. Движение и развитие для профессионалов – это непрекращающийся процесс. Где и чему учитесь вы?

- Ударные – это самое большое семейство музыкальных инструментов. Сколько их? Невозможно посчитать. В социальных сетях много информации изучаю. Или друзья подсказывают композиторов – смотрю, ищу ноты. По нотам видно, какой нужен инструмент. Для Чаплина мы сами сделали ветровую машину. Их миллион, появляются постоянно новые, комбинированные инструменты. В следующем году у нас будет для малого барабана соло, для него специально композитор придумал барабанную палочку с пружиной. Постоянный поиск. 

- Расскажите про свой самый необычный концерт.

- В Санкт- Петербурге в Александрийском театре меня пригласили на халтуру, это было очень модно. Летом для туристов там постоянно играли «Лебединое озеро» по три-четыре раза в день. Иностранцы приходили, плевались и уходили. Очень забавно было потому, что в каждом театре своя редакция этого произведения. А там ноты были с дореволюционных времен, где-то порваны, переделаны. Музыканты, которые постоянно играют, уже знают ноты и даже не смотрят в них. Я музыку знал, но тут много нюансов, меня тогда поставили на тарелки. Это самый громкий инструмент. И в какой-то момент там должна быть пауза. А я пошел дальше. И получилось, что все закончилось… А я очень сильно и громко бахнул в тарелки. Дирижер испугался. А в зале крикнули: «Юухху». Это был самый запоминающийся для меня концерт.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Тюменский Большой драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. И.О. Генерального директора объединения - Вероника Кирюшина.