Алексей Графов: «У каждого инструмента свой характер, одинаковых не бывает»

Поделиться
21 октября, 2020 Тюменская филармония

    Герой нашей сегодняшней рубрики «Люди закулисья», человек многогранный. Его тенор можно было услышать в Хоровой капелле, но несколько лет назад он сделал выбор в пользу другой профессии, не такой публичной. Правда, от Тюменской филармонии далеко не ушел, знакомьтесь, Алексей Графов – настройщик пианино и роялей. Без него в филармонии не может состояться ни один концерт, в котором задействованы клавишные. Талант нашего героя оценили многие известные пианисты, а Алексей Графов на это лишь скромно улыбается и говорит, как много ему еще предстоит учиться, он только в начале пути.

Как часто настраивают инструменты, что должен знать мастер и говорит ли он с роялями, когда остается с ними наедине, в нашем интервью:

Алексей, как так произошло, что у вас встал выбор между Хоровой капеллой и работой настройщика музыкальных инструментов?

В капелле я пел много лет, примерно с 1998 года параллельно начал настраивать инструменты в музыкальных школах, а лет 7 назад еще и в Тюменской филармонии. Это было сродни хобби, но настал час, – пришлось выбирать.

Настройка отнимает много времени, рояль готовлю к каждому концерту, бывает что-то нужно подправить даже в антракте, мне необходимо присутствовать на концерте обязательно. Работы по настройке стало прибавляться, в какой-то момент понял, мне не хватает на это времени, так бывшее хобби стало основной деятельностью.

В Тюмени становится больше инструментов?

Да, это так. Если взять в качестве примера Тюменское концертно-театральное объединение, только в филармонии 6 роялей и орган. В ДК «Нефтяник» два рояля, в Тюменском БДТ – один. Езжу настраивать инструмент в Тобольск, когда проходят мероприятия с музыкантами, хотя там рояль арендный, но это даже сложнее.

Растет число инструментов в музыкальных школах, больше детей стали заниматься музыкой, покупают фортепиано домой, их тоже нужно обслуживать, пусть не так часто как в профессиональной среде.

Как становятся настройщиками музыкальных инструментов? Редкая профессия, где-то обучались специально?

В 1997 году я ездил в Москву получил диплом настройщика и окончил курсы при фабрике по производству фортепиано, на тот момент сама фабрика уже умерла.

Обязательно ли настройщик должен уметь играть, петь?

Без этого никак. По образованию я пианист: закончил музыкальную школу, потом Тюменское музыкальное училище по классу фортепиано. В этом мое небольшое преимущество. В профессию настройщика приходят с разных сторон, но основное – наличие музыкального образования. Другое дело, какое оно.

У многих людей, и у меня в том числе, было поверхностное понимание про настройку инструментов. Ну, настроил, клавиши работают…на самом деле там столько нюансов, чтобы инструмент зазвучал на сцене надо обладать большим спектром теоретических и практических знаний. Сыграл концерт один артист, уже что-то поменялось в звучании и это чувствует музыкант. Моя задача в том и состоит, чтобы настроить так, чтобы казалось, что к роялю не прикасались.

У вас есть ученики?

На данный момент я сам в роли ученика. За 15-17 лет я накопил определенный опыт, но работать в филармонии это другой уровень. Для меня это послужило толчком к дальнейшему развитию. Много лет назад с Денисом Мацуевым приехал прекрасный настройщик Михаил Анатольевич Ливанов, сам он из Нижнего Новгорода, там у него своя мастерская. Он очень плотно со мной поработал, тогда и понял, я являюсь юным настройщиком. Только начинаю постигать все азы настройки, ремонта.

Михаил Ливанов пригласил меня к себе. Через какое-то время, при Нижегородской консерватории я прошел курсы повышения квалификации. Стараюсь, время от времени приезжать в Нижний Новгород пообщаться с этим мастером, я ему очень благодарен. Он очень открытый человек, всегда готов поделиться знаниями, проконсультировать, до сих пор обращаюсь к нему за помощью.

Вы настройкой занимаетесь и ремонтом?

Если прийти домой к ребенку, который занимается в музыкальной школе, что я вижу: инструменту лет 40, он переходил из рук в руки, в 90 процентах у него клавиши не работают, то струн нет, то еще что-то, приходится это ремонтировать, восстанавливать. Касаемо капитального ремонта, я только начинаю его постигать. Весной благодаря директору Тюменской филармонии Александру Березину я побывал в Санкт-Петербурге на фабрике пианино и роялей «Михаил Глинка». Получил много интересной информации, ознакомился с производственными процессами.

Знаю, вам довелось поработать сравнительно недавно с антиквариатом.

К открытию 62-го концертного сезона в Тюменской филармонии появился новый инструмент – антикварное фортепиано P.F. Welzel, Breslau. Сделано в городе Бреслау, скорее всего, в конце XIX – начале XX века. Мне повезло, оно в хорошей сохранности оказалось, на нем стояли почти все родные детали. Просто оно было очень запущено, мне понадобилось его почистить, отрегулировать педали. Объем работы был большой, но за неделю справился. Давать концерты на нем не получится, тем не менее, у него вполне сносное звучание.

Это был самый почтенный инструмент в вашей практике?

Нет, самый старый инструмент, который мне встретился и, в конце концов, заиграл. Это берлинский инструмент 1865 года. У него отличная от современных моделей внутренняя конструкция. По инструментам вообще очень легко отследить фортепианную эволюцию.

Где вы его нашли?

Он стоял в антикварном магазине мертвым грузом в Тюмени. Фортепиано никто не покупал, потому что оно не играло, меня попросили посмотреть, можно ли что-то с ним сделать. Сейчас на нем тренируется играть девочка, посещающая музыкальную школу.

Вы специализируетесь по клавишным инструментам, духовые недолюбливаете?

Я не духовик, но какие-то узлы детали могу починить. В музыкальной школе ко мне часто баяны приносили, аккордеоны. Если где-то скрипка треснула, могу заклеить, не скажу что на высоком уровне, я в этом деле не профессионал. Мастера скрипичного дела, это отдельная ветвь, этому надо учиться всю жизнь.

Тюменский климат сильно мешает «здоровью» инструментов?

В этом плане в Тюмени для инструментов экстремальный климат. Летом, осенью, весной одна влажность, включают отопление зимой, влажность резко падает. На складе, где хранятся рояли, существует специальные увлажнители, на батареях вентили, чтобы поддерживать нужную температуру и влажность.

Вынужденное отсутствие концертов отразилось на инструментах?

Они отдыхали спокойненько на складе, все хорошо у них было (смеется). Я приходил, проверял уровень влажности, при необходимости добавлял воду. Инструменты полностью готовы к концертам.

Как проходит подготовка к концерту?      

Рояль начинаю готовить самое позднее за сутки, так мне спокойнее. Начинаю, как пианист его обыгрывать по диапазону, по всем клавишам, слушаю, какая клавиша требует настройки. Это может быть произведение или гаммы, по настроению. Нет самого подходящего сочинения, исполнив которое, сразу выявится большой круг проблем.

Я стараюсь, чтобы пианист был доволен и смог реализовать свой художественный замысел, чтобы ему ничего не мешало.

Был такой случай, в Тюмень приехал дирижер Владимир Спиваков, отыграл с оркестром, а солирующего пианиста пригласили сыграть на бис. Спиваков остался за кулисами и слушал, в один момент произнес рядом стоящим: «Как хорошо настроен рояль, передайте настройщику». Мне передали, это было очень приятно. Музыкант такого уровня, услышал мою работу, оценил, это прекрасный стимул для дальнейшего самосовершенствования.

Знаменитые музыканты чаще всего своих настройщиков привозят?

Насколько я знаю, только Михаил Плетнев и Денис Мацуев своих специалистов привозят, остальные доверяются местным кадрам.

Алексей, многие люди очеловечивают технику, дают названия машинам, посудомойкам, случается, разговаривают. А вы разговариваете с инструментами?

(Смеется)... Наверное, я еще мало работаю, не дошел до этого. Бывает, попадается корявый инструмент, употребляю какие-то эпитеты, если наоборот хорошо поддается настройке, все само собой получается легко и   просто, я говорю, какой хороший инструмент.

У музыкальных инструментов есть свой характер как у людей?

Возьмем фортепианную фабрику, входит из ворот два инструмента, изготовленных с разницей в несколько часов, они сделаны по одному и тому же чертежу, выполнены из одинаковой древесины, но звучать будут по-разному! Тут важна любая мелочь при сборке, при интонировке, если на определенном этапе была маленькая ошибочка допущена, это уже скажется на общем результате.

Получается так, у каждого инструмента свой характер, одинаковых не бывает.

Ваша профессия из редких, но, пожалуй, вечных?

Одно время было ощущение, что все перейдут на электронную клавиатуру, воткнул в сеть и играй сколько хочешь, но это массовое увлечение прошло. К тому же хорошее электронное пианино по стоимости приближается почти к настоящему инструменту, а иногда и дороже.

Часто ученикам музыкальных школ, если у него есть перспективы, нужен настоящий инструмент, после него можно на чем угодно сыграть, а после электронного не получится.

Моя профессия будет востребована столько, сколько будет существовать классическая музыка, а это навсегда…


Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Надежда Казначеева.