Афиша Тюмень совместно с Тюменским концертно-театральным объединением продолжает рубрику "Задай вопрос".
В пятницу вышел пост про Марию Блажевич, любой желающий мог задать вопросы в комментариях. Сегодня мы публикуем первую часть ответов Марии:
- Расскажите, пожалуйста, о самых запомнившихся или необычных органах, на которых Вы играли. Есть ли разница в Ваших ощущениях, когда Вы играете на историческом органе и на современном?
- На самом деле, интересных органов очень много было в моей жизни – я много поездила по мастер-классам, которые проходили на исторических органах в Германии, Голландии, Дании. Конечно, невозможно забыть роскошный орган в церкви св. Баво в Харлеме - потрясающий инструмент, на котором по преданиям играли Моцарт, Гендель, Лист; один из самых величественных органов в мире - в церкви св. Георгия в Оксенхаузене, это южная Германия; органы немецкого мастера Арпа Шнитгера в Гамбурге, Любеке; орган в церкви св. Николая во Фленсбурге, самом северном городе Германии… Всего, на самом деле, не перечислишь. Но если говорить о моих концертных поездках последние два года – для меня очень важны выступления на самом большом музыкальном инструменте в России – в Кафедральном соборе в Калининграде, на самом большом органе в Эстонии фирмы «Валькер» – в Карли –кирик в Таллине, в известнейшей церкви св. Духа (Пюхавайму) в самом центре Таллинна; в церкви св. Марии Магдалены в Рапле (это Эстония тоже); на органах, изготовленных семейной фирмой братьев Крииса – в Печорах, в эстонских церквях - Сууре-Яани, Рыуге и других живописных местечках; помню прекрасно выступление в Латвии - в Риге в церкви св. Павла – в той самой, кстати, где снимался фильм про Штирлица.
Причем, знаете, запоминаются не только какие-то величественные органы, красивые соборы, но и душевные приемы, большую роль всегда играет человеческий фактор. Так, в прошлом году, летом, практически неожиданным образом попала в местечко Куусалу, около Таллина, где родился легендарный эстонский органист Хуго Лепнурм, и поиграла концерт именно на том органе в церкви св.Лаврентия, где Лепнурм занимался в течение всей своей жизни. Это был органчик фирмы «Теркманн». Конечно, буду помнить такой концерт и такое место еще очень долго. В церкви Куссалу оказался чудесный пастор, замечательный человек Янус Ялакас, мы замечательно общались с ним и его семьей, и он же организовал мне выступления на двух органах этой фирмы - в Леези и Локсе.
Вообще, мы, органисты (ну, по крайней мере, я) – не какие-то фанаты инструментов, запоминается даже больше не орган, а сама душевность определенного места, как тебя там встречали, само общение с людьми, атмосфера.
Да… еще вспомнила одно значимое «органное» место в моей жизни – лютеранская церковь в Угале, где находится самый старый сохранившийся орган в Латвии, ему больше 300 лет. Там служит священник Янис Калныньш, который одновременно еще и известный в Европе органный мастер. У него в Угале - единственная в Прибалтике органная мастерская, и вот как раз под руководством Яниса Калныньша реставрировали этот уникальный орган, построенный еще в 1701 году. Позапрошлым летом мне посчастливилось на нем сыграть концерт, посвященный разным воплощениям молитвы «Отче наш» в музыке. Это было незабываемо, конечно…
Что касается вопроса насчет разницы ощущений, когда играешь на историческом органе и современном – конечно, разница колоссальная. Причем, на каждом историческом органе какие-то свои особенности. В принципе все органы разные, а исторические отличаются от современных, например, и по настройке. Ну вот, если у меня абсолютный слух, и я привыкла, что нота «ля» звучит именно так, как она звучит на современных инструментах, для меня сначала, помню, было очень сложно приспособиться к строям старинных органов, очень сильный «диссонанс» возникал в душе и мозгах. Темперация у старинных органов тоже другая, в том смысле, что многие гармонии, тональности совсем звучат не так, как мы их привыкли слышать сейчас. Надеюсь, вы меня понимаете. Порой играешь на старинном органе вроде бы знакомое сочинение, а кажется, что ты его первый раз слышишь - музыка совсем другая получается.
Еще много особенностей в разнице чисто игровых ощущений –то ножная педаль не та (смещенная куда-то в сторону или короткая, то клавиш меньше, чем обычно и в педали и в ручных клавиатурах (мануалах). Ну что ходить далеко, в Тюмени стоит в католическом костеле орган «Биттнер» , построенный в XIX веке: он имеет педальную клавиатуру с необычно короткими черными клавишами, причем там верхняя нота в педали – «до», тогда как у современных органов – еще над этой нотой «до» в норме есть три ноты –« ре», «ми» и «фа»… А композиторы часто используют вот эти самые ноты в своих сочинениях… Ну и что делать, ведь хочется в тюменском храме сыграть крупные сочинения Баха, а они на этом органе звучат классно, полнозвучно (кто был на концертах, тот подтвердит)… Так вот, чтобы сыграть то, что ты хочешь, приходится идти на разные ухищрения: какие-то темы, отдельные мотивы переносить на октаву ниже и т.д.
- А где грань между «в музыкалку меня заставляет ходить мама» и «музыка - это мое призвание»? И возникало ли желание заняться чем-то другим?
- Как я уже отвечала в предыдущих вопросах, подобных желаний уйти из музыки с 6 лет у меня никогда не возникало. Родители никогда не заставляли меня заниматься ни в каком возрасте… Вообще, мое личное мнение, если мысли «бросить все» возникают, когда ты уже встал на профессиональный путь музыканта, то лучше и уходить из музыки пока не поздно. Музыке нужны фанаты - искренне любящие это дело, а не сомневающиеся. Только тогда что-то получится.
- У вас есть любимые музыкальные фильмы? Вот чтобы реалистично и душевно отражалась ваша специфика? Посоветуйте парочку?
- Вообще люблю фильмы о музыке и о композиторах, хотя там много и вымысла, но всегда советую людям на концертах посмотреть тот или иной фильм, чтобы проникнуться эпохой, необходимой атмосферой. Сама я пересмотрела практически, наверное, все художественные фильмы о композиторах, которые существуют, и все рекомендую. Их список несложно найти в различных пабликах в инете. Даже бывало, что меня настолько интересовали какие-то фильмы, а их нет, например, в русском переводе, приходилось смотреть на немецком, английском. Например, фильм Mein name ist Bach, («Меня зовут Бах), фильм о Кларе Шуман - Geliebte Clara (Возлюбленная Клара)…
А если говорить именно о фильмах, где бы отражалась именно музыкантская специфика, «безумная и фанатичная душа», о фильмах, рассказывающих о том, как проходит жизнь музыканта, как они занимаются, то тут могу посоветовать три моих любимых киноленты: «Блеск» (1996) - реальная история о пианисте, «Хилари и Джеки» (1998) – о судьбе известной талантливой виолончелистки Жаклин дю Пре и ее сестре-флейтистке Хилари, и фильм о барабанщике «Одержимость» (2014). Сюжеты подробно рассказывать не буду, увидите, и все поймете сами…
- Был на концерте в католическом храме, посвященном теме весны, очень круто. Вопрос только один - есть ли возможность проводить подобные мероприятия каждую неделю? Помню, зал переполнен был, хотя и бронирование предварительное требуется. Желающих много.
- Тут у меня к Вам возник вопрос, вот Вы были на концерте, который прошел год назад, если Вам так понравилось, почему не были больше, и при этом просите концерты еще))). В летний период у нас концерты в костеле шли каждую неделю по пятницам, да и в другие месяцы приходилось одну и ту же программу повторять по два-три раза в день подряд, чтобы вошли все желающие. Концертов , я считаю, было итак много, даже иногда чересчур. Дай Бог, чтобы концерты были дальше!
Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П. П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Надежда Казначеева.