Виталий Савельев - цикл "Петербург"

Вокальная музыка
ТГФ Органный зал
6+
для зрителей старше 6 лет
Георгий Свиридов Вокальный цикл "Петербург"

Виталий Савельев (баритон)
Денис Хуланхов (фортепиано)

Вокальная поэма "Петербург" писалась Георгием Васильевичем Свиридовым на протяжении почти 20 лет. В 1995 году она была закончена - специально для дуэта Дмитрия Хворостовского и Михаила Аркадьева. Мировая премьера состоялась в Лондоне, в Вигмор-холле в мае 1996 года в присутствии автора.

Поэма включает стихотворения Блока, написанные в период с января 1901 по сентябрь 1914 года. Стихотворения, таким образом, охватывают собой одну из самых поразительных эпох в русской истории. Эта эпоха включает в себя трагические, “испепеляющие” события революции 1905 года и заканчивается мировой войной, переломившей судьбу России и Европы, и инерцию ХIX века.

Кроме того, первые пятнадцать лет ХХ века - это эпоха расцвета русской культуры и русской экономики. Здесь берет начало Серебряный век русской поэзии, музыки, живописи, архитектуры, философии, меценатства. Этот расцвет был раздавлен и сметен мировой войной и революциями 1917 года. Предчувствиями и предсказаниями этих катастроф полна поэзия Блока.

Георгий Свиридов дал своему произведению имя, отсылающее нас к традиции романтического мифа о Петербурге. Это миф о черном городе-призраке, городе-убийце, городе послепетровской мрачной и одновременно монументально-помпезной государственности, городе Медного всадника, Пиковой дамы, городе Раскольникова. Но, одновременно, это город страстной любви, город великой архитектуры, город Невы и белых ночей! Вокальная поэма обращена к миру петербургской традиции во всей ее полноте. 



Поэма представляет собой цикл, композицию из 9 песен. 

Открывает сочинение песня “Флюгер”. Эта композиция служит прологом ко всей поэме и несет в себе образ непрестанно текущего Времени, бесконечного и туманного. Здесь Свиридов почти неосознанно напоминает нам о любви Блока к музыке Рихарда Вагнера.

Во второй песне - “Золотое весло” - появляется образ безымянной возлюбленной. Это, конечно, вариация на знаменитую “Незнакомку”. Георгий Свиридов в 1930-х годах был знаком с кругом людей, лично знавших Блока. При этом для композитора, по его собственным словам, важны воспоминания о прогулках в местах, любимых Блоком - юношеские воспоминания о туманных берегах Финского залива под Петербургом. Именно здесь разворачивается действие “Золотого весла”.

Третья песня проясняет промелькнувшие в “Золотом весле” ассоциации. Песня названа “Невеста” и несет в себе целый комплекс идей. Это реальная невеста, идущая за гробом реального жениха - умершего модного литератора. То есть, как бы за гробом самого Блока, увидевшего себя таким своеобразным образом. Следовательно, это та же дама, что и в “Золотом весле”, а также - Незнакомка. Но одновременно она Невеста Другого Жениха - то есть Христа. Этот мистический мотив, соединяющий в себе и символику Церкви как Невесты, и символику Марии Магдалины, но также и Богородицы, оказывается значим в дальнейшем. В этой песне он приводит к тому, что шествие за гробом поэта вырастает до масштабов шествия на Голгофу.

Четвертая песня - “Голос из хора” - грандиозная апокалиптическая картина, пророчество о грядущих бедах и России и человечества в целом. Поразительно, что стихотворение написано Блоком в феврале 1914-го года, за несколько месяцев до начала мировой войны.

Следующая песня -”Я пригвожден к трактирной стойке” - один из лирических центров сочинения. Написана она в предельно простой манере и отсылает нас к традиции городской песни. Фраза "А ты душа... душа глухая... пьяным пьяна, пьяным пьяна” звучат как возглас человеческого одиночества перед лицом смерти и богооставленности.

“Ветер принес издалека” - единственная песня в поэме, кроме “Флюгера”, написанная в мажоре. Это светлое интермеццо, но также и медленное вступление к “Петербургской песенке” - 7-ой песне. Для композитора здесь были важны слова “...где-то светло и глубоко неба открылся клочок”. Свиридов рассказывает, что в весеннем Петербурге это “открытие неба” - одно из самых сильных переживаний. 

“Петербургская песенка”, единственная быстрая песня цикла - упоительный и одновременно трагический вальс. Одиночество, надежда, любовь и отчаянье слиты здесь в невообразимой, захватывающей простоте. 

Две последние песни можно понять как эпилог всей вокальной поэмы. “Рожденные в года глухие” - знаменитое стихотворение Блока, звучащее сейчас до боли актуально. Мы слышим здесь возвращение апокалиптической темы.

Эта же тема Конца воплощена и в последней песне цикла - “Богоматерь в городе”, где простота выражения связывает позднего Свиридова с музыкальным минимализмом. Здесь, наконец, сплетаются обе главные символические идеи сочинения. Тема возлюбленной, тема прекрасной Дамы, Незнакомки, Невесты воплошаются в одинокий образ Богородицы.

“Петербург” Георгия Свиридова предстает произведением, которое с поразительной простотой, силой и ни с чем несравнимой самобытностью повествует о страдальческой судьбе России, о трагедии Города, Мира и человека, и тем самым венчает более чем двухвековую “петербургскую” традицию русского искусства.

Почему абонемент - это выгодно?

Личный филармонический абонемент (ЛФА) – это единый билет на 5 и более концертов, которые Вы выбираете сами. В ЛФА можно включать не только концерты Тюменской филармонии, но мероприятия всех площадок "Тюменского концертно-театрального объединения".

Личный абонемент можно приобрести не только в кассе в любое время в течение всего концертного сезона, но и создать самостоятельно на сайте.

Но личный абонемент выгоднее приобретать на ярмарках абонементов!

Покупатель ЛФА получает на каждое место скидку:
  • 15 % при 9 концертах;
  • 13 % при 5-8 концертах.

Правила заказа ЛФА:
  1. Не менее 5 концертов.
  2. Равное количество мест на каждый концерт.
  3. Для добавления исключаются места из некоторых «звездных и эстрадных» концерты.
  4. Абонемент не может быть переоформлен после оплаты.

Экономия денежных средств

Стоимость посещения одного концерта по абонементу будет значительно ниже цены разового билета. Обладатель абонемента может выбрать место в концертном зале в соответствии со своими пожеланиями и уровнем доходов.

Планирование сезона

Личный абонемент - это первый шаг на пути к рациональному планированию.
Выберите любимые концерты, и радостное предвкушение от предстоящего похода в филармонию будет сопровождать Вас целый год!

Экономия времени

Приобретение абонемента позволит Вам избежать регулярного посещения кассы.