Открытие фестиваля «Алябьевская музыкальная осень»
Тюменский филармонический оркестр
Художественный руководитель и главный дирижёр – Юрий МедяникДирижёр - Михаил Грановский
Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)
Программа:
Симфония № 3 «Героическая»
Симфония № 6 «Пасторальная»
Михаил Грановский родился в Москве в семье потомственных музыкантов. Окончил дирижерско-хоровое (1994) и оперно-симфоническое (1998) отделения Московской консерватории им. П.И.Чайковского (классы Б.Г. Тевлина и Г.Н. Рождественского).
С 2001 по 2013 годы деятельность Михаила Грановского была связана с Большим театром, куда он поступил по конкурсу как дирижёр-стажер, а затем работал дирижёром.
С 2009 года Михаил Грановский сотрудничает с Новосибирским академическим симфоническим оркестром, Российским национальным оркестром. Он участвовал в Третьем большом фестивале РНО в Москве, выступал с М. Плетнёвым, А. Рудиным, Д. Мацуевым и другими известными музыкантами.
Маэстро много работает с различными оперными театрами: с 2008 по 2018 гг. — главный приглашенный дирижер Екатеринбургского театра оперы и балета, в котором осуществил ряд оперных и балетных постановок, а также концертных программ. С 2013 года — постоянный приглашенный дирижер балетной труппы Universal Ballet (Сеул, Ю. Корея).
В 2018-2022 гг. — художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра.
Награждён грамотами и медалями Екатеринбургской и Томской областей.
Героическая симфония (1803) открывает не только знаковый период творчества Бетховена, но и эпоху в развитии европейского симфонизма.
Несмотря на осознание в этот период личной трагедии – надвигающейся глухоты, он нашел радость в своем искусстве, воплотив величественный замысел – в Третьей симфонии композитор соединяет воедино силу воли, величие смерти, творческую мощь и из этого «творит свою поэму обо всем великом, героическом, что вообще может быть присуще человеку».
«Она является каким-то чудом даже среди произведений Бетховена, – пишет Р. Роллан. – Если в своем последующем творчестве он и двинулся дальше, то сразу он никогда не делал столь большого шага. Эта симфония являет собою один из великих дней музыки. Она открывает собою эру».
В Пасторальной симфонии (1808) Бетховен, смирившийся с неизлечимым недугом, уже не борется с враждебной судьбой, а прославляет великую силу природы, простые радости жизни.
Симфония № 6, которая, по словам самого композитора, рисует чувства, рождающиеся от соприкосновения с миром природы и сельской жизни, стала одним из наиболее романтических сочинений Бетховена.
Среди девяти симфоний Бетховена Шестая — единственная программная в прямом понимании этого термина, то есть она имеет общее название, которое очерчивает направление поэтической мысли; помимо того, озаглавлена каждая из частей симфонического цикла: первая часть — «Радостные чувства по прибытии в деревню», вторая — «Сцена у ручья», третья — «Веселое сборище поселян», четвертая — «Гроза» и пятая — «Пастушеская песня».
Природа и слияние с ней человека, чувство душевного покоя, простые радости, внушаемые благодатной прелестью мира природы — таковы тематика, круг образов этого произведения.