Описание
Мероприятие проходит в рамках Проекта развития креативных индустрий
МИР, ГДЕ МУЗЫКА И ЖИВОПИСЬ СЛИВАЮТСЯ ВОЕДИНО
Исполнители:
Тюменский филармонический оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Медяник
В концертах принимает участие заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор – Геннадий Вершинин
Медиадизайнер - Дарья Лебедева
ПРОГРАММА
Д.Д. Шостакович Симфония № 5
Соцреализм в музыке и живописи
Американский дирижёр Л. Бернстайн называл симфонии Д.Д. Шостаковича «Сикстинской капеллой музыки» — как и фрески «божественного» Микеланджело, произведения советского композитора являются одним из лучших сокровищ мировой культуры.
Они обладают общечеловеческой значимостью и, в то же время, благодаря феноменальной эмоциональной чуткости и впечатлительности Д.Д. Шостаковича, выступают своеобразным сейсмографом масштабных, трагических и величественных событий отечественной истории XX века: Революции и Гражданской войны, периода НЭПа, эпохи строительства советского государства, Великой Отечественной войны и хрущевской Оттепели.
Не менее справедливо это и в отношении знаменитой Пятой симфонии, созданной в страшном 1937 году.
Как отмечал британский писатель Дж. Барнс, на родительской даче композитора были огромные комнаты и маленькие окна, словно строители перепутали метры и сантиметры. В определенной степени, подобная особенность может выступать метафорой творческого метода Д.Д. Шостаковича при создании Симфонии №5 — беспрецедентные эксперименты ранних лет и колоссальное музыкальное дарование ограничивались строгими канонами и правилами искусства социалистического реализма, призванного создать человека и общество принципиально нового типа.
В этом концерте мы рассмотрим, как, аналогичным образом, художники-соцреалисты переплавляли в горниле сталинской индустриализации лучшие достижения предшествовавшего европейского авангарда,и как эпоха 1930-х гг. отразилась в монументальной музыке Д.Д. Шостаковича и окружавшей его живописи.