Марк Горенштейн и ТФО

Симфоническая музыка
ТГФ Концертный зал
6+
для зрителей старше 6 лет

Тюменский филармонический оркестр
Дирижер – народный артист России Марк Горенштейн


Программа
Брамс Симфония №1
Чайковский Серенада для струнного оркестра


Марк Борисович Горенштейн — советский и российский дирижёр, народный артист России. Горенштейн - выпускник Новосибирской консерватории, воспитанник великого Арнольда Каца. С 1985 года — дирижёр Симфонического оркестра Венгерских железных дорог, в 1989—1993 годах — оркестра южнокорейского города Пусана, затем созданного им в 1993 году оркестра «Молодая Россия». 

В 2002 - 2011 годах — художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова). За это время оркестр под управлением М. Горенштейна участвовал в фестивалях «Родион Щедрин: Автопортрет», «Моцартиана», «Музыкальное приношение», концертах «1000 городов мира» и в летней резиденции Папы Римского в Ватикане. 

Альбом Сьюзан Чани «Dream Suite» (1994) в сопровождении оркестра «Молодая Россия» под управлением Марка Горенштейна был номинирован на музыкальную премию «Грэмми» (1996).


Симфония № 1 написана Иоганнесом Брамсом в 1876 году. Премьера симфонии состоялась 4 ноября 1876 года в Карлсруэ (Германия). 

Симфония встретила восторженный приём. Немецкий дирижёр, пианист, педагог и композитор Ханс Гвидо фон Бюлов назвал Первую симфонию Брамса «Десятой симфонией Бетховена»: это было связано не только с перекличкой между главными темами финалов в произведениях Брамса и Бетховена, но и с общим представлением о симфониях Бетховена как непревзойдённой вершине музыкального творчества. 

При этом, как отмечал советский музыковед Михаил Семёнович Друскин, «продолжая линию симфонизма Бетховена, Брамс меньше внимания уделил народно-героическим образам — он посвятил свои произведения выражению душевной драмы современника. Тема личности, её жизненной борьбы и нравственного совершенствования занимает у Брамса первенствующее место».

Симфония написана в четырёх частях:

Un poco sostenuto — Allegro — Meno allegro (до минор/до мажор)
Andante sostenuto (ми мажор)
Un poco allegretto e grazioso (ля-бемоль мажор)
Adagio — Più andante — Allegro non troppo, ma con brio — Più allegro (до мажор)


Серенада для струнного оркестра до мажор Петра Ильича Чайковского была написана композитором осенью 1880 года и посвящена композитору и виолончелисту Карлу Альбрехту. 

Первое исполнение произведения состоялось в Санкт-Петербурге 18 (30) октября 1881 года под управлением Эдуарда Направника. В Москве струнная серенада впервые была исполнена в 1882 году под управлением Макса Эрдмансдёрфера.

В этом сочинении Чайковский обратился к жанру серенады, характерному для музыки XVIII века. По собственному признанию композитора, образцом для его струнной серенада была музыка Вольфганга Амадея Моцарта. По выражению композитора, по форме это произведение «стоит на полпути между сюитой и симфонией».

Произведение состоит из четырёх частей:

I. Pezzo en forma di sonatina. Andante non troppo — Allegro moderato
II. Valse. Moderato. Tempo di Valse
III. Elegia. Larghetto elegiaco
IV. Finale (Tema russo). Andante — Allegro con spirito — Molto meno mosso — Tempo I — Più mosso

Первая часть цикла «Пьеса в форме сонатины», стилизованная Чайковским под музыку венских классиков, написана в тональности До мажор. В письме Фон Мекк композитор писал: «В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца».

В серенадах классической эпохи вторая часть, как правило, традиционно представляла собой бытовой танец менуэт. Чайковский сохранил эту традицию, однако заменил менуэт на другой трёхдольный танец — вальс. Вальс написан в тональности Соль мажор.

Третья часть цикла, Ре мажорная элегия, по мнению критиков тесно связана с вокальной музыкальной традицией. Вступление к части по мелодическому строю напоминает церковное пение. Дальнейший музыкальный материал представляет собой романс или «песню без слов». Внешне неожиданно, но с глубокой внутренней необходимостью вдруг возникает почти трагедийное звучание. В оркестре ясно звучит тема, которая спустя десять лет превратится в одну из центральных мелодий «Пиковой дамы». На этой мелодии Чайковский построит напряжённейшую кульминационную картину оперы — в спальне графини, когда Герман пытается выведать у старухи тайну трёх карт, но она умирает, не открыв ему тайны, от которой зависит его жизнь, его счастье. Так завершается третья часть Серенады.

Основная тема финала струнной серенады позаимствована Чайковским из русской народной песни «Под яблонью зеленою». В дальнейшем эта тема разрабатывается автором в соответствии с традициями классической сонатной формы. Кроме того, музыка финала перекликается с другой народной песней «А как по лугу, лугу». Как и первая часть цикла, финал серенады написан в тональности До мажор.

Почему абонемент - это выгодно?

Личный филармонический абонемент (ЛФА) – это единый билет на 5 и более концертов, которые Вы выбираете сами. В ЛФА можно включать не только концерты Тюменской филармонии, но мероприятия всех площадок "Тюменского концертно-театрального объединения".

Личный абонемент можно приобрести не только в кассе в любое время в течение всего концертного сезона, но и создать самостоятельно на сайте.

Но личный абонемент выгоднее приобретать на ярмарках абонементов!

Покупатель ЛФА получает на каждое место скидку:
  • 15 % при 9 концертах;
  • 13 % при 5-8 концертах.

Правила заказа ЛФА:
  1. Не менее 5 концертов.
  2. Равное количество мест на каждый концерт.
  3. Для добавления исключаются места из некоторых «звездных и эстрадных» концерты.
  4. Абонемент не может быть переоформлен после оплаты.

Экономия денежных средств

Стоимость посещения одного концерта по абонементу будет значительно ниже цены разового билета. Обладатель абонемента может выбрать место в концертном зале в соответствии со своими пожеланиями и уровнем доходов.

Планирование сезона

Личный абонемент - это первый шаг на пути к рациональному планированию.
Выберите любимые концерты, и радостное предвкушение от предстоящего похода в филармонию будет сопровождать Вас целый год!

Экономия времени

Приобретение абонемента позволит Вам избежать регулярного посещения кассы.