Бетховен Симфония №7

Поделиться
6+ Симфоническая музыка
Тюменская филармония ТГФ Концертный зал
Добавить в планы

Описание

Тюменский филармонический оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России Евгений Шестаков

Солист – народный артист Республики Татарстан Рэм Урасин (фортепиано)


ПРОГРАММА

Симфония №7

Увертюра «Кориолан»

Концерт №5 для фортепиано с оркестром


Рэм Урасин - выпускник Московской государственной консерватории (класс профессора Льва Наумова) и аспирантуры при консерватории. 

Музыкант дебютировал на сцене в возрасте восьми лет с симфоническим оркестром Татарской филармонии. В 13 лет выступил с первой сольной программой, состоявшей из произведений Шопена.

В 15 лет молодой музыкант победил на Международном юношеском конкурсе имени Шопена в Москве. Тремя годами позже, в 1995 году, он стал лауреатом XIII Международного конкурса имени Шопена в Варшаве. Среди отзывов прессы было немало восторженных: музыканта сравнивали с самим Шопеном.

В 1997 году Рэм Урасин становится лауреатом Международного конкурса пианистов в Хамамацу. В 2001 году он получает Гран-при международного исполнительского конкурса «Monte-Carlo piano masters». В 2004 году Урасин занимает второе место на международном конкурсе пианистов в Сиднее, а также получает четыре специальных приза.

Пианист успешно концертирует в России и за рубежом. Его сольные концерты проходили в крупнейших залах мира в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Италии, Польше, Чехии, Словакии, Исландии, Тайване, Японии, Китае, Австралии. Рэм Урасин играл с Российским национальным оркестром, Московским филармоническим, Оркестром Варшавской филармонии, Сиднейским симфоническим, Венским камерным оркестром и другими коллективами в сотрудничестве с такими дирижёрами, как М. Плетнёв, В. Спиваков, К. Корд, А. Вит, В. Дударова, А. Рудин.

С 2003 года Урасин преподаёт в Казанской государственной консерватории. Он также является солистом Московской филармонии. В сентябре 2007 года совместный диск виолончелиста Бориса Андрианова и Рэма Урасина был выбран английским журналом Gramophone как лучший камерный диск месяца. В 2009 году он стал музыкантом года по итогам конкурса газеты «Музыкальное обозрение». В Казани о музыканте сняты два фильма: «Это вечное чудо» (1993) и «Большая игра» (2000).

Учитель Рэма Урасина, профессор Московской консерватории Л. Н. Наумов, так характеризует исполнительскую манеру своего ученика: «Его дарование… сочетает искренность, теплоту, элегантность с мудростью и выношенностью оригинальных, всегда убедительных трактовок исполняемых произведений».



Седьмая симфония Бетховена (1812 г.) заслуженно любима публикой. Это произведение, создающее ощущение прозрачности, ясности, лёгкости. 

Исследователь творчества Бетховена Р. Роллан писал: «Симфония ля мажор — само чистосердечие, вольность, мощь. Это безумное расточительство могучих, нечеловеческих сил — расточительство без всякого умысла, а веселья ради — веселья разлившейся реки, что вырвалась из берегов и затопляет все». 

В симфонии виден удивительный синтез двух ведущих образных сфер симфонизма Бетховена — победно-героического и танцевально-жанрового. 

Состав симфонии:

1. Poco sostenuto. Vivace
2. Allegretto
3. Presto
4. Allegro con brio


В основу трагедии «Кориолан», принадлежащей перу современника Бетховена, австрийского драматурга Генриха-Йозефа Коллина, положены реальные исторические события. Ее герой — римский полководец Гай Марций по прозвищу Кориолан, живший в V веке до н. э. Рассказ о его жизни и смерти впервые был изложен знаменитым античным историком начала нашей эры Плутархом в «Сравнительных жизнеописаниях» — любимой книге Бетховена. Этот же сюжет использован в трагедии Шекспира.

Знатный патриций Гай Марций прославился своими ратными подвигами, победами над врагами римлян — вольсками. Однако его ненависть к плебеям и жажда власти привели к тому, что Кориолан был осужден на вечное изгнание из Рима. Тогда он решился на измену родине и встал во главе войска вольсков. Одержав множество побед над римлянами, он осадил Рим. Бывшие сограждане решили отменить свой приговор и вернуть Кориолана. Они направили к нему послов, прося увести вольсков от стен Рима. Но тот не стал их слушать. Отверг он и уговоры жрецов. Наконец, римские женщины убедили пойти в лагерь вольсков мать Кориолана, Волумнию, которую он глубоко почитал. Волумния отправилась к сыну, взяв с собой его жену и детей. Ее мольбы заставили непобедимого полководца снять осаду и вернуться в столицу вольсков. Однако вольски не простили этого своему вождю и убили его.

Бетховен работал над увертюрой в Вене в начале 1807 года и тогда же впервые исполнил ее. 

Образ Кориолана необычен для композитора: герой борется не за свободу народа, а против него. Многие герои произведений Бетховена погибают в борьбе, но дело, за которое они отдают жизнь, торжествует, и победные фанфары прославляют доблесть павшего. Кориолана же ждет бесславная смерть, и композитор рисует разрушение и гибель человеческой личности, отдающей жизнь за неправое дело; ее удел — забвение.


Концерт для фортепиано с оркестром № 5 Ми-бемоль мажор, известный как «Император», был написан Бетховеном между 1809 и 1811 годами в Вене. 

Он создавался в трудное время, когда в Европе вновь разгорелись ожесточенные сражения, войска Наполеона вторглись в Австрию, Вена была осаждена и 12 мая сдана неприятелю. Бетховен писал своему издателю 26 июля: «Какое кругом разрушение и опустошение! Ничего, кроме барабанов, канонад и всевозможных людских страданий...».

Пятый концерт — колоссальное сочинение, наполненное глубокими мыслями и переживаниями, масштабность которого раскрывается с первой же фразы, порученной фортепиано. В блестящем развитии возникают характерные бетховенские контрасты: мощь и нежность, сила и покой.

В концерте три части:

Allegro
Adagio un poco mosso
Rondo. Allegro

Вторая часть концерта, наряду со второй частью седьмой симфонии Бетховена, звучит в эпилоге оскароносного фильма 2010 года «Король говорит!».