Бетховен Симфония №6

Поделиться
6+ Симфоническая музыка
Тюменская филармония ТГФ Концертный зал
Добавить в планы

Описание

Тюменский филармонический оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России Евгений Шестаков

Солист – заслуженный артист России Евгений Михайлов (фортепиано)

Программа:

Симфония №6 «Пасторальная»
Увертюра «Леонора»
Концерт №3 для фортепиано с оркестром

Один из наиболее самобытных современных российских пианистов, Евгений Михайлов родился в 1973 году в семье потомственных музыкантов. После обучения в Казанской консерватории стажировался в аспирантуре Московской консерватории в классе профессора Михаила Воскресенского, который отмечал «чуткий лирический талант» своего ученика и его «прекрасное чувство формы».

Музыкант - лауреат международных конкурсов (Россия, Швеция, Италия,США). Михайлов гастролирует в России и за рубежом – в странах СНГ и Балтии, Европе и Азии, США и Латинской Америке. Его выступления проходят на самых престижных площадках мира.

С 1997 по 2007 год Михайлов был солистом Московской филармонии.

Евгений Михайлов выступает как с сольными программами, так и в сопровождении известных симфонических коллективов, среди которых Российский национальный оркестр, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова и множество других отечественных коллективов. Среди его зарубежных партнеров по сцене – Немецкий симфонический оркестр Берлина, Национальный оркестр Бельгии, Филармонический оркестр Буэнос-Айреса, Национальный симфонический оркестр Монтевидео, Филармонический оркестр Мехико.

Пианист сотрудничал с известными дирижерами – Владимиром Ашкенази, Михаилом Плетнёвым, Сергеем Скрипкой, Саулюсом Сондецкисом, Владимиром Понькиным, Николаем Алексеевым, Марком Горенштейном, Владимиром Зивой, Равилем Мартыновым.

В 2011 году по приглашению компании Columbia Artists состоялся большой концертный тур музыканта с Национальным симфоническим оркестром Польши по городам США. Газета «Геральд Трибьюн» писала о его исполнении Первого концерта Шопена: «Мастерство Михайлова было очевидно в той легкости, с которой он исполнял технически трудные места — в совершенстве владея ровностью в пассажах и арпеджио. Но гораздо более впечатляющим был его музыкальный артистизм и глубина исполнения, очевидные в идеальной фразировке, разнообразной звуковой палитре, и использовании rubato, столь любимого Шопеном… Исполнение всего концерта было гибко, изящно и легко».

Музыкант исполняет сочинения величайших композиторов и современных авторов. Любителям музыки хорошо известны концептуальные программы исполнителя: «История фортепианной транскрипции», «История французской клавирной музыки», «Сюита: от барокко до импрессионизма», «Сказка в русской музыке».

С 1996 года Михайлов преподает в Казанской государственной консерватории на кафедре специального фортепиано.

Музыкант неоднократно был председателем и членом жюри российских и международных конкурсов, давал мастер-классы, проводил семинары в России и многих странах мира.

В 2010 году музыканту присвоено звание заслуженного артиста России.


«Пасторальная» симфония Бетховена (1808 г.) – высокая философская идиллия, подсказанная мыслью о гармонии человека и природы. Произведение состоит из пяти частей:

1. «Пробуждение радостных чувств от прибытия в деревню». Allegro ma non troppo
2. «Сцена у ручья». Andante molto mosso
3. «Веселое сборище крестьян». Allegro
4. «Гроза. Буря». Allegro
5. «Пастушья песнь». Allegretto

Пасторальная симфония занимает особое место в творчестве Бетховена. Она программна, и, единственная из девяти, имеет не только общее название, но и заголовки к каждой части. Частей этих не четыре, как давно утвердилось в симфоническом цикле, а пять, что связано именно с программой: между простодушным деревенским танцем и умиротворенным финалом помещена драматическая картина грозы.

Бетховен любил проводить лето в тихих деревушках в окрестностях Вены, бродить по лесам и лугам от зари до зари, в дождь и солнце, и в этом общении с природой возникали замыслы его сочинений. «Ни один человек не может любить сельскую жизнь так, как я, ибо дубравы, деревья, скалистые горы откликаются на мысли и переживания человека». Пасторальная, которая, по словам самого композитора, рисует чувства, рождающиеся от соприкосновения с миром природы и сельской жизни, стала одним из наиболее романтических сочинений Бетховена.


С чем имя Бетховена ассоциируется в последнюю очередь, так это с оперным жанром. И всё-таки одну оперу композитор создал, называется она "Фиделио".Неоднократно композитор перерабатывал оперу, каждый раз создавая новую увертюру. В итоге опера не вошла в число популярных, а увертюры стали жить своей жизнью.

Основой оперы "Фиделио" и увертюры "Леонора" стала драма французского писателя Ж.-Н.Буйи "Леонора, или Супружеская любовь". Пьеса рассказывает о любящей женщине, переодевшейся в мужскую одежду и нанявшейся в помощники к тюремщику, чтобы спасти своего супруга Флорестана, попавшего в тюрьму за борьбу против тирании. 


Третий фортепианный концерт Бетховена сочинен в 1800 году. Концерт имел успех, снискал популярность. Так, в известном Музыкальном словаре Гербера, изданном в 1812 году, сказано: «...Это, быть может, высшее творение среди тех, что были созданы всеми мастерами в данном жанре». 

Использование в концертной музыке минорной тотальности в качестве главенствующей — явление в то время редкое. 

По сравнению с предшествующими двумя произведениями, в этом концерте Бетховеном осуществлен значительный шаг вперед не только в утверждении новой фортепианной техники, но и в ином осмыслении ее — в создании новой концепции концертной музыки. Бетховен, если воспользоваться его собственными словами, привнес в нее «поэтическую идею», что обусловило еще большую слитность партий фортепиано и оркестра. 

Противопоставления tutti и solo оказались переосмысленными благодаря новой, драматической трактовке диалогического принципа: он служит ныне выражению конфликтного содержания. Борьба страстей и покой созерцания, патетика и лиризм — эти полярные состояния были объединены методом симфонического развития.