Описание
Министерство культуры РФ,
Всероссийские филармонические сезоны
Проект Московской государственной академической филармонии
и газеты «Музыкальное обозрение»
«
www.баян.ру. Перезагрузка»
Автор и куратор проекта Андрей Устинов
«Иоганн Себастьян Бах.
Гольдберг-вариации.
Мировая премьера версии для гитары и баяна»
Исполнители:
Ровшан Мамедкулиев -гитара
Иосиф Пуриц - баян
Андрей Устинов - представление и интервью
Каждого, кто пускается в профессиональный путь в музыкальном искусстве, музыка Баха сопровождает всю жизнь. Пьесы из тетради Анны Магдалены Бах, инвенции, маленькие прелюдии и фуги. Потом прелюдии и фуги из Хорошо темперированного клавира, Токкаты, Концерты, непременно Месса, Страсти и Гольдберг-вариации. Можно сказать, что «В начале был Бах».
Где бы мы ни были, чтобы с нами ни происходило, мы всегда возвращаемся к музыке Баха.
В каких бы музыкальных мирах до Баха и после Баха мы бы ни были – рано или поздно мы все равно возвращаемся на землю Баха, как к центру космоса, центру бытия.
И мы думаем о жизни, о любви, о смерти, о боге и, кажется, что в силах услышать звенящую тишину вечности.
«Гольдберг-вариации» Баха – вершина музыкального наследия человечества, произведение на века.
Гольдберг-вариации написаны для клавесина в 1741 году.
Великие музыканты обязательно входят в этот мир и погружаясь в его тайны все время открывают в нем новое.
И исполнители делают переложения для своих инструментов. Существуют версии для струнного трио, для органа, для симфонического и камерного оркестра, для флейты, арфы, различных ансамблей, джазового трио, синтезатора, для электронных инструментов.
Версия для гитары и баяна, я думаю, сделана впервые и авторы ее - Ровшан Мамедкулиев и Иосиф и Пуриц.
Так что исполнение ее 11 ноября в Камерном зале МГАФ в абонементе «
www.баян.ru» стало мировой премьерой – и все дальнейшие исполнения в течение года тоже являются мировой премьерой.
Автор и куратор проекта
Главный редактор газеты «Музыкальное обозрение»
Устинов Андрей
Иоганн Себастьян БАХ (1685–1750)
«Гольдберг-вариации», BWV 988, (1741)
(версия для гитары и баяна )
Ария
Вариация I
Вариация II
Вариация III Канон в унисон
Вариация IV
Вариация V
Вариация VI Канон в секунду
Вариация VII
Вариация VIII
Вариация IX Канон в терцию
Вариация X Fughetta. Alla breve
Вариация XI
Вариация XII Канон в кварту
Вариация XIII
Вариация XIV
Вариация XV Канон в квинту
Вариация XVI Увертюра
Вариация XVII
Вариация XVIII Канон в сексту
Вариация XIX
Вариация XX
Вариация XXI Канон в септиму
Вариация XXII Fugato. Alla breve
Вариация XXIII
Вариация XXIV Канон в октаву
Вариация XXV
Вариация XXVI
Вариация XXVII Канон в нону
Вариация XXVIII
Вариация XXIX
Вариация XXX Quodlibet
Ария
Проект Московской государственной академической филармонии
и газеты «Музыкальное обозрение»
«
www.баян.ру. Перезагрузка»
Автор и куратор проекта Андрей Устинов
10 лет «МО» вместе с Московской филармонией проводит цикл программ «
www.баян.ru»: единственный абонемент на филармоническом пространстве, посвященный баяну: инструменту, вышедшему на академическую концертную сцену в середине XX века. Мы начали этот проект вместе с выдающимся баянистом Фридрихом Липсом. Он был первым, утвердившим баян как академический инструмент. В течение нескольких сезонов участниками абонемента были ученики и выпускники класса профессора Липса в РАМ имени Гнесиных.
В 2021 проект вышел за границы МГАФ и Москвы. Концерты цикла «
www.баян.ru» прошли в Новосибирске и Бердске в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля и стали главной линией фестиваля «Кружева» в Вологде. Баянные программы прозвучали в Саратове на фестивале «Сотворчество».
Абонемент сезона 2021-2022 был посвящен 90-летию Софии Губайдулиной, которая одним из первых академических композиторов обратилась к баяну и создала для этого инструмента несколько шедевров.
Абонемент сезона 2022-2023 — своеобразная перезагрузка проекта. Новая репертуарная платформа, новые исполнительские имена. Баян и электроника, баян и барокко. Новые горизонты музыки для баяна.
Ровшан МАМЕДКУЛИЕВ родился в 1986 году в Баку. Окончил Нижегородскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки (2009) и аспирантуру (2013) в классе доцента Алексея Петропавловского, в 2009–2014 гг. преподавал в консерватории. С 2014 года—доцент Академии имени Маймонида. С 2020 года—доцент Российской академии музыки имени Гнесиных. Лауреат многих международных и всероссийских конкурсов гитаристов, обладатель первых премий и специальных призов конкурсов имени Лео Брауэра (Франция), имени Эйтора Вилла-Лобоса (Испания), имени Александра Фраучи (Москва), имени Франсиско Тарреги (Испания), имени Микеле Питталуги (Италия). Победитель одного из самых престижных состязаний—Международного конкурса Гитарного фонда Америки (GFA). Гитарист много выступает в России и за рубежом, его концерты проходили на многих известных сценах. В 2012 году он исполнил сольную программу в нью-йоркском Карнеги-холле, в 2017 году—в амстердамском зале Консертгебау. Как победитель конкурса GFA в 2012–2013 годах выступал с сольными концертами и мастер-классами в 50 городах США, Канады, Мексики и Бразилии. В 2019 году состоялись гастроли по США. Наряду с сольными программами выступает также в составе ансамблей и в сопровождении оркестров. Сотрудничал с оркестром парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца, оркестром Collegium instrumentale (Валенсия), Азербайджанским камерным оркестром имени Кара Караева, Академическим оркестром русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова ВГТРК, оркестром Удмуртской Республики, Алтайским государственным оркестром «Сибирь», Государственным Нижегородским оркестром русских народных инструментов. В репертуаре музыканта—произведения от Баха до современных композиторов, а также собственные транскрипции (некоторые из них опубликованы в издательствах США). Специально для Ровшана Мамедкулиева написаны сочинения Никиты Кошкина, Сергея Руднева, Елены Лебедевой, Филиппа Лемэгра (Бельгия). Удостоен Премии Президента РФ, стипендий губернатора Нижегородской области и мэра Нижнего Новгорода
Иосиф ПУРИЦ родился в 1988 году в Москве в семье известного баяниста и педагога Иосифа Пурица-старшего и Натальи Пуриц, создателя уникального класса начального обучения игре на баяне. Получил образование в Музыкальном колледже при Московском государственном институте музыки имени А. Г. Шнитке (класс профессора Андрея Леденёва), Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Фридриха Липса). Затем продолжил обучение в Королевской академии музыки в Лондоне (класс профессора Оуэна Мюррея), по окончании которой стал вторым из двух баянистов за всю 30-летнюю историю факультета, получивших диплом с отличием. Иосиф Пуриц—лауреат более тридцати международных состязаний, в том числе Classica Nova в Германии, где завоевал свою первую награду в возрасте восьми лет. Стал первым россиянином, одержавшим победу на Международном конкурсе в Клингентале в категории до 12 лет. В дальнейшем стал победителем конкурсов в Кастельфидардо (Италия, 2009), «Трофей мира» в Спокане (США, 2012), Arrasate Hiria в Испании (2011), в Клингентале (Германия, 2013), Первого Всероссийского музыкального конкурса в Москве (2013). В 2014–2016 гг. был удостоен премий имени Карла Дженкинса, Фонда Хаттори и меценатов Королевской академии музыки в Лондоне. Неоднократно выступал на международном фестивале «Баян и баянисты» в Москве. В 2015 году Иосиф Пуриц стал первым в истории академическим музыкантом BBC Introducing—британской платформы по поддержке молодых талантов. С тех пор он неоднократно выступал в эфире Британской телерадиовещательной корпорации, а также принимал участие в фестивалях и концертах, организуемых Би-би-си. Гастролировал в США, Великобритании, Канаде, Австрии, Швеции, Финляндии, Германии, Чехии, Китае, Франции, Испании, Израиле, Дании и других странах. Выступал в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Карнеги-холле (НьюЙорк), Уигмор-холле (Лондон), венском Концертхаусе, Центре искусств Торонто (зал Джорджа Уэстона), концертном зале Нюброкайен (Стокгольм), Национальном доме на Виноградах (Прага), зале Пекинской консерватории, Датской королевской академии изящных искусств (Копенгаген), Зале UNESCO (Париж), Зале Государственной капеллы Санкт-Петербурга
Андрей УСТИНОВ—музыкальный и общественный деятель, музыковед, художник, журналист, критик, издатель, продюсер. Один из основателей (1989) и с 1991 года главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение». Инициатор, куратор, художественный руководитель, арт-директор, автор более 100 фестивальных, концертных, конкурсных, выставочных, композиторских проектов, филармонических абонементов. Среди них абонементы Московской филармонии «Персона—композитор», «
www.баян.ru», «К 90-летию Софии Губайдулиной», «Instrumentarium», «Музыка войны и Победы. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945», «Рихтер и Мравинский. Шостакович и Свиридов»; фестивали «Мечислав Вайнберг. Возвращение», «Мир музыки Всеволода Мейерхольда», «Кружева», MusicDocFest, «MO. Opus» и «Сотворчество».
Под руководством Андрея Устинова фестивали, концерты, выставки, лекции, дни газеты «Музыкальное обозрение», музыкально-информационные форумы проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Воронеже, Екатеринбурге, Иваново, Казани, Костомукше, Краснодаре, Красноярске, Курске, Магадане, Магнитогорске, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Петрозаводске, Петропавловске-Камчатском, Ростове-на-Дону, Ростове Великом, Салавате, Самаре, Саратове, Сургуте, Томске, Уфе, Ханты-Мансийске, Якутске.
Организатор, куратор, ведущий, участник круглых столов, научных конференций, программ на радио и телевидении.
Создатель Ассоциации музыкальных конкурсов России (2000) и Председатель Совета АМКР. Руководитель пресс-центров Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Работал в жюри 40 всероссийских и международных конкурсов по разным специальностям.
Член экспертных советов Министерства культуры РФ.
Выступает с мастер-классами и лекциями по музыкальной журналистике.
Выставки художественных работ Андрея Устинова (фотографии, коллажи, перформансы, инсталляции, видео-арт) экспонировались в 20 российских городах.
Заслуженный деятель искусств России.
muzobozrenie.ru