Менялись солисты, оркестр играл

Поделиться
Филармонический оркестр вернулся из Москвы с фестиваля «Арт-футбол», где второй год подряд принимает участие в концерте «Виват Кустурица».

Александр Кащеев, главный концертмейстер оркестра, рассказал, как прошел фестиваль, и поделился секретом, зачем еще музыканты ездят в Москву.

Кустурица, Мацуев и другие

Концерт состоялся 27 мая в Большом зале московской консерватории. В нем участвовали известные артисты из России и других стран. Со сцены прозвучали произведения в исполнении Юрия Башмета, Дениса Мацуева, Даниила Крамера, Александра Рамма, Йохана Рандвере и других.
Концертный вечер открыл режиссер и музыкант Эмир Кустурица, который горячо поблагодарил всех, кто отозвался на приглашение и поддержал это благотворительное мероприятие. Он подчеркнул, что артисты выступают без гонораров. А собранные от продажи билетов средства пойдут на лечение больных детишек.

— Когда мы вышли на сцену, Дениса Мацуева еще даже не было в России, — рассказывает Александр Кащеев. — Прилетев, он доехал до консерватории, переоделся и сел за рояль. Вместе с ним мы исполнили Голубую рапсодию. И не в классическом варианте — с импровизацией. Мацуев привез на фестиваль ударника и басиста, которые заворачивали такие импровизации, что можно было заслушаться. Наш оркестр к моменту выхода Дениса пробыл на сцене больше двух часов, но Мацуев легко поймал волну и просто прекрасно выступил. Потом он прыгнул в самолет и улетел во Францию. Репетиций с ним у нас не было. А вот с Даниилом Крамером репетиция была. Но только в репетитории Новой оперы — это небольшой зал с совершенно другой акустикой. Юрий Башмет приехал за полчаса до концерта, и мы успели хоть немного подготовиться.

По словам Александра Кащеева, концерт продолжался более трех часов: начался в 19.00 и закончился только в 22.10. А большинство музыкантов после этого еще поехали играть в футбол! Вернулись только ночью.

Александр поделился, что нынешний фестиваль не сильно отличался от прошлогоднего. Организация была на высшем уровне: музыкантов обеспечивали полным комфортом — трехразовое питание, отдых и репетиции. Большинство артистов, собравшихся в этом году, уже выступали на прошлом фестивале.

— Для нашего оркестра большая честь выступать на концерте такого уровня, — говорит Кащеев. — И если прошлогоднее приглашение можно расценивать как счастливую случайность, то приглашение в этом году было заслуженным: в прошлый раз мы себя показали с лучшей, в профессиональном смысле, стороны. Например, на таких крупных фестивалях оркестру бывает очень сложно из-за большого количества солистов — под каждого нужно подстроиться. Но мы справились с этой задачей.

Днем скрипка — вечером мяч

В преддверии чемпионата мира фестиваль «Арт-футбол» вызвал большой интерес и собрал команды из разных стран. С 25 мая по 3 июня на стадионе «Локомотив» выступили 10 сборных команд из 23 стран. В рамках фестиваля также прошли концерты коллективов-участников фестиваля.

После концерта музыканты отправились на стадион, чтобы поиграть в футбол. Несколько музыкантов из Тюменского филармонического оркестра приняли участие в матче, сыграв за команду Дениса Мацуева против команды Эмира Кустурицы. В этой борьбе команда сербов одержала победу.
По Москве за инструментами

— В целом поездка прошла очень хорошо, — рассказывает Александр Кащеев. — Это были нетипичные гастроли, когда ничего не успеваешь. Здесь были отличные условия и целый свободный день в Москве. Каждый из музыкантов воспользовался этой возможностью. Когда живешь в Тюмени, накапливаются проблемы с инструментами и аксессуарами, которые здесь решить невозможно — нет хороших мастеров. День в Москве мы потратили именно на это. Я сам недавно купил инструмент, который требует серьезного ремонта. Очень тяжело найти достойную скрипку: во-первых дорого, а во-вторых, все приличные экземпляры уже находятся у кого-то на руках. Мне повезло, что я нашел инструмент с хорошим звуком и историей, но он требует основательного ремонта. Долгие поиски мастера в России и других странах наконец увенчались успехом. Мастер нашелся в Москве. Сразу после концерта я отвез ему инструмент и теперь жду результатов. Эту скрипку я заприметил еще год назад, она работы французского мастера Доминика Пека, школы Вейма, и ей около 170 лет.

К сожалению, струнники вынуждены приобретать хорошие инструменты сами. Для духовиков инструменты покупает филармония, но это связано лишь с тем, что срок службы духовых инструментов ограничен. К примеру, кларнет и гобой служат не больше пяти или шести лет, после чего начинаются проблемы с износом механики, даже если дерево остается в хорошем состоянии. Но скрипки не имеют срока службы. На хорошем инструменте можно играть 100, 200 или даже 300 лет. Чем старше скрипка, тем больше усыхает древесина, из которой она сделана, и тем лучше становится звучание.

По информации газеты "Тюменский курьер", автор: Екатерина Христозова