ТФО, капелла. Нельсон-месса

Поделиться
6+ Симфоническая музыка
Тюменская филармония ТГФ Концертный зал
Добавить в планы

Описание

Хоровая капелла Тюменской филармонии
Художественный руководитель – заслуженный артист РФ Альберт Мишин

Тюменский филармонический оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России Евгений Шестаков

Солисты:

Ариадна Гусева (меццо-сопрано, Магнитогорск)
Наталья Булдышева (сопрано, Магнитогорск)
Игорь Черний (баритон, Магнитогорск)
Павел Чиконовский (тенор, Челябинск)

Прозвучат шедевры хоровой и симфонической музыки

ПРОГРАММА
Гайдн Нельсон-месса
Дворжак Симфония № 9 «Из Нового света»

Йозеф Гайдн (1732 – 1809) – австрийский композитор-классик – является автором многочисленных  симфоний, квартетов, сонат, концертов, сочинений для хора и оркестра. Всемирную славу ему принесла Нельсон-месса (1801), которая отличается героико-драматическим характером. Название произведения связано с личностью и военными победами знаменитого английского адмирала. После смерти композитора сочинение не исполнялось больше века, но сегодня оно стало одним из самых репертуарных и популярных сочинений Гайдна.

Антонин Дворжак (1841 – 1904) –  чешский композитор, ставший одним из создателей   чешской национальной музыкальной школы. Его последняя, Девятая симфония была написана в 1893 году, во время работы композитора в США, и основывается на национальной музыке этой страны. 


Знаменитый английский адмирал Нельсон (1758-1805) был новатором в военном искусстве, не проиграл ни одного морского сражения, обладал мужеством высшего порядка. Победы, которые он одержал, изменили ход истории. Один из его подвигов прославляет торжественная Месса «IMPERIAL» Гайдна. 

Уже при жизни Йозеф Гайдн заслужил мировое признание, но целая глава его творчества остаётся нераскрытой - речь идёт о мессах (их более 10). Современники абсолютно по-разному оценивали мессы Гайдна. Так, немецкий композитор Карл Цельтер писал: «В мессах Гайдна царит не угрюмая вера и вечно кающаяся набожность, а светлое, примиряющее благоговение и радостное осознание небесного блага». Писатель Эрнст Теодор Вильгельм Гофман резко критиковал композитора: Гайдн в мессах «не смог сохранить чистоту перед прилипчивой заразой мирского, роскошествующего легкомыслия», «даже в самых серьёзных работах Гайдна, написанных для церкви, многое воспринимаешь на слух так, словно под столом, за которым сидит гость, грызутся собаки». А американский музыковед Роббинс Лэндон, напротив, отмечал: «Гайдн достигает в мессах духовных высот, до которых не доходит лучшая из его симфоний». 

В мессах Гайдн обращается к общественным событиям в Европе, впервые им затрагиваются гражданские темы. Особенно это чувствуется в драматичной «Нельсон-мессе». 

История мессы уникальна. В партитуре написано: «месса под гнётом», «месса из смутных времён». Эти слова раскрывают опасения Гайдна, связанные с угрозой захвата Европы Наполеоном. 

«Нельсон-месса» была написана через месяц после победы Нельсона. Масштабное вокально-симфоническое полотно Гайдна рассказывает, как Нельсон разрушил коварный план Наполеона Бонапарта. Весь ужас Европы перед Наполеоном, вся надежда победы над Францией воплощены композитором в музыке. Месса превратилась в пламенную молитву гражданина мира, в просьбу художника остановить хаос войны. Как жива эта тема во все времена… 

Героическое сражение случилось 1-2 августа 1798 года в устье реки Нил. Французская эскадра стояла на якоре после высадки 40-тысячной армии Наполеона в Александрии. Обладая меньшими силами, Нельсон яростно атаковал неприятеля и победил. В результате этой победы сухопутные войска Наполеона в Египте были отрезаны от Европы. Это вызвало огромный общественный резонанс, не обошедший стороной и Гайдна. 

После смерти Гайдна в 1809 году полтора века «Нельсон-месса» не исполнялась и, казалось, была навсегда предана забвению. Только ХХ век возродил интерес к шедеврам старых мастеров. Ныне «Нельсон» - одно из самых любимых слушателями сочинений великого Гайдна. 


В 1969 году, во время миссии «Аполлона-11», командир корабля Нил Армстронг взял запись Симфонии № 9 «Из Нового Света» Антонина Дворжака с собой на Луну как первую американскую симфонию.
С 1892 по 1895 год великий чешский композитор А. Дворжак работал в Нью-Йоркской консерватории, его приняли «как величайшего композитора всего мира». 
Премьера симфонии состоялась в Карнеги-холле в 1893 году. Как писал Дворжак, «успех симфонии был столь велик, что в газетах говорилось – еще никогда ни один композитор не знал такого триумфа». Автор получил 300 долларов за «оригинальную симфонию». А. Дворжак писал, что «влияние Америки каждый, у кого есть нос, должен почуять в симфонии. Это сочинение я никогда бы не написал, если бы не видел Америки. Я стремился воспроизвести в моей симфонии особенности негритянских и индейских мелодий. Однако я не взял ни одной из этих мелодий». 

Но дошло до парадокса: СМИ писали о цитировании в симфонии популярной американской песни. Вся Америка запела эту песню, не зная о ее происхождении. Речь идет о мелодии второй части симфонии, которая звучит, как спиричуэлс (духовная песня афроамериканцев). А. Дворжак искал необычные черты американской музыки в сочинениях своих учеников, приглашал домой студента-негра, от которого слышал спиричуэлс, прислушивался к пению ирокезов, торговавших на улице лечебными травами. Американские журналисты не замедлили этим воспользоваться: газетная шумиха перешагнула область искусства и затронула политические вопросы. Многим белым американцам не нравилось, что музыка индейцев или чернокожих может быть музыкальным символом их страны. «Я убежден, - писал А. Дворжак, - что будущее музыки этой страны надо искать в том, что зовётся негритянскими мелодиями. Они могут стать основой для серьёзной и самобытной композиторской школы США». 

9-ая симфония принадлежит к числу лучших сочинений не только Дворжака, но и мировой симфонической литературы второй половины XIX века. Эта симфония исполняется уже 125 лет и является одной из самых популярных, любимых слушателями всего мира. Фантастически красивые, певучие мелодии, искренность, 9-ый вал драматизма в кульминациях – это уровень Л. Бетховена, П. Чайковского, И. Брамса!