В прошлом театральном сезоне тюменцы рукоплескали легендарному спектакля театра им. Вахтангова – «Евгений Онегин» в постановке Римаса Туминаса. Представляем вам еще один грандиозный спектакль именитого режиссера – «Дядя Ваня»
Чехов называл свои пьесы комедиями. Режиссеры и зрители гадали, почему эти истории, наполненные страданиями и недосказанностью, заканчивающиеся всегда на пронзительно-грустной ноте – комедии? Но тем не менее, его произведения уже давно стали хрестоматийными, а спектакли по пьесам Чехова ставят, кажется, в каждом театре.
Неудивляйтесь, если придя на «Дядю Ваню» театра на им. Евг. Вахтангова, вынеузнаете знакомых персонажей, аизвестные слова зазвучат неожиданно. Римас Туминас несовершил акта вандализма, непереписал текст и несократил его. Онпрочел его слиста, какбынедогадываясь, что идонего были интерпретаторы. Он очистил сцену отбыта, оставив поле битвы страстей, разбитых иллюзий, неслучившихся надежд. Режиссер и исполнители любят своих героев – таких разных, одиноких, порой смешных.
В творчестве Чехова часто находят предтечу театра абсурда: герои говорят одно, делают другое, думают третье. «Дядя Ваня» Туминаса о том, что думают герои Чехова, и в чем признаются только в минуты душевного потрясения. Они порой косноязычны, как дядя Ваня, или излишне брутальны как Астров, но их признания вырываются из души яростно, как человек из душной комнаты на свежий воздух.
Для Туминаса пьесы Чехова – путь поиска, разгадка сути, оправдание жанра. Каждая его постановка – приближение к смыслу этого загадочного слова комедия, так противоречащего контексту сюжета.
Римас ТУМИНАС о спектакле: «Дядя Ваня» нужен сегодня, чтобы поддержать нас, чтобы мы не стали циничными, грубыми, бессовестными людьми. При всех выпавших на его долю жизненных обстоятельствах он не растерял качества достойного человека и продолжал работать. «Надо дело делать!», – пусть это будет девизом и нашего театра».
«Пьесы Чехова так заиграны, что новой трактовкой русского классика удивить трудно. Лишь единицам удастся поразить театральный мир новым взглядом на этого выдающегося писателя и драматурга, которого в последние годы режиссура редко тревожит по делу. Сегодня как раз такой случай. Блистательная работа литовского режиссера доказала, что в лице Римаса Туминаса московский Театр им. Вахтангова обрел настоящего мастера». РИА НОВОСТИ
«Великолепная постановка Римаса Туминаса принадлежит совершенно иной традиции: традиции российского режиссера Мейерхольда, который развил систему актерства, основанную на элементах спорта, акробатике и шутовском гротеске. Туминас сохраняет каждое слово текста Чехова. Но все выглядит или звучит не так, как мы ожидаем. Но главная радость постановки – во всетеатральном соединении слова, музыки, жеста и символов». The Guardian