Оркестр «Камерата Сибири»
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России и Украины Антон Шароев
Хоровая капелла Тюменской филармонии
Художественный руководитель – заслуженный артист России Альберт Мишин
Главный хормейстер – Вера Бурковская
Солисты – лауреаты международных конкурсов Мария Блажевич (орган), Юлия Прямова (скрипка), Эльвира Саниевская (сопрано), Наталья Терентьева (меццо-сопрано)
ПРОГРАММА
А. Вивальди «Глория» для солистов, хора, оркестра и органа
Если посмертная слава Вивальди как автора инструментальной музыки постепенно росла примерно с середины прошлого века, то его многочисленные вокальные - светские и духовные произведения стали известны только в ХХ веке.
Впервые после почти 200-летнего забвения несколько духовных произведений, таких как «Gloria» и «Stabat Mater», прозвучали в сентябре 1939 года. В период подготовки рукописей к исполнению композитор Альфредо Казелла писал, что «как автор духовной музыки Вивальди нисколько не уступает творцу инструментальных концертов». Однако только в послевоенное время почитателям Вивальди удалось познакомить широкую музыкальную общественность с этой важной областью его творчества.
Gloria in Excelsis Deo (Слава в вышних Богу, Глория) — древний христианский богослужебный гимн, входящий в состав католической мессы.
«Глория» Вивальди - развернутая вокально-симфоническая композиция из нескольких номеров, объединенных логикой музыкального развития. Произведение в ре мажоре написано для хора и оркестра, состоит из 12 номеров, образующих самостоятельный музыкальный цикл. Первые 7 номеров раскрывают образы беспредельного ликования, прославления мира на земле и в сердцах людей. Номера 8 и 9, где говорится о страданиях Христа-человека, создают лирический центр произведения; музыка проникается глубокой скорбью, страстной мольбой о пощаде. Номер 10 возвещает торжество справедливости, подготавливая переход к смысловой и образной репризе цикла; музыку начала произведения сменяет грандиозная двойная фуга финала (№ 12).
Симфония № 40 Соль минор ― одно из наиболее популярных произведений Моцарта. Симфония завершена 31 июля 1788 года.
В состав оркестра симфонии входит флейта, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.
Симфония представляет собой классический сонатно-симфонический цикл. В ней четыре части:
Allegro-аллегро
Andante-анданте
Menuetto ― Trio
Allegro assai
Первая, вторая и четвёртая части написаны в сонатной форме, третья ― в сложной трёхчастной форме с трио.
Первая часть начинается гармоническими фигурациями у альтов, поддержанными виолончелями и контрабасами, вслед за которыми у скрипок проводится главная партия. Музыка первой части отмечена влиянием фольклора. В частности, тема, очень близкая главной партии, звучит в танце чочек, популярном у жителей Сербии.
«В самом этом факте нет ничего удивительного, — писал советский музыковед Ю. А. Кремлёв, — поскольку славянский фольклор играл в музыкальном фонде венских интонаций серьезную роль».
Медленная вторая часть написана в тональности ми-бемоль мажор.
Третья часть (менуэт), в тональности соль минор. Крайние разделы, в подвижном темпе со сложным ритмическим письмом, контрастируют со средним разделом (трио), написанным в одноимённой тональности соль минор, где в более спокойном темпе происходит перекличка групп струнных и духовых (без кларнетов).
Финал симфонии написан в тональности соль минор.