Оркестр «Камерата Сибири»
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России и Украины Антон Шароев
Концертмейстер оркестра – лауреат международного конкурса Юлия Прямова
Посвящение 260-летию со времени кончины Г.Ф. Генделя (1685 – 1759)
ПРОГРАММА
Оратория «Мессия» (избранное)
Цикл пьес «Музыка на воде», созданный в 1717 году для торжественного парада на Темзе флотилии короля Англии Георга I
«Мессия» — оратория для солистов, хора и оркестра Георга Фридриха Генделя, одно из наиболее известных сочинений в жанре оратории и самое известное произведение композитора.
Гендель был христианином, и его сочинение представляет жизнь Иисуса Христа и её значимость в соответствии с христианским вероучением. Текст для оратории взят из общепринятого в то время среди англоязычных протестантов перевода Библии — Библии короля Якова.
Хотя оратория задумывалась и была впервые исполнена на Пасху, после смерти Генделя стало традиционным исполнять «Мессию» в период адвента, рождественского поста.
Оратория состоит из трёх частей. Большая часть либретто взята из Ветхого Завета. Основу первой части составляет Книга пророка Исаия, в которой предсказывается приход Мессии. Есть несколько цитат из Евангелий в конце первой и начале второй части: об ангеле, явившемся к пастухам, из Евангелия от Луки, две загадочные цитаты из Евангелия от Матфея и одна из Евангелия от Иоанна «Агнец Божий»).
Во второй части использованы тексты пророчеств Исаия и цитаты из Псалтири. Третья часть включает цитату из Книги Иова («А я знаю, Искупитель мой жив»), а далее - текст Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла.
Самый известный хор «Аллилуйя» в конце второй части и финальный хор «Достоин Агнец закланный» взяты из Книги Откровения Иоанна Богослова, единственной книги пророчеств в Новом Завете.
«Музыка на воде» — три оркестровые сюиты Генделя, созданы в 1717 году для торжественного парада на Темзе флотилии короля Англии Георга I.
17 июля 1717 года во время парада возле королевской барки находилась барка с пятьюдесятью музыкантами, игравшими на разнообразных инструментах: трубах, валторнах, гобоях, фаготе, флейтах, скрипках, альтах и контрабасах. Король был настолько восхищён музыкой, что приказал повторить концерт дважды до ужина и один раз после него. Народ на берегах Темзы и в лодках на воде тоже принял участие в королевском веселье.
Состав произведения:
Сюита фа мажор (два гобоя, фагот, две валторны, струнные и бассо континуо)
Сюита ре мажор (два гобоя, фагот, две трубы, две валторны, струнные и бассо континуо)
Сюита соль мажор (блок- и обычные флейты, струнные и бассо континуо)
В произведение входят около 20 пьес, главным образом танцевального характера. За торжественной увертюрой следуют разнообразные стилизованные танцевальные части: менуэты, бурре, хорнпайпы, ригодон, несколько медленных частей с обозначением «ария» и другие.
Характерная черта оркестровки — многочисленные соло духовых: флейты, гобоя, фагота, валторны.