Духовная опера «Христос» прозвучит в столице Германии 11 ноября 2016 года, возрожденная из забвения правнуком композитора Антоном Шароевым.
Исполнители:
Оркестр «Камерата Сибири», Хоровая капелла Тюменской филармонии.
Главная партия – Александр Гайнутдинов
Автор редакции и художественный руководитель постановки – заслуженный деятель искусств России и Украины Антон Шароев
Духовная опера «Христос» – последнее крупное произведение А.Г. Рубинштейна. Она написана в 1893 году, за год до смерти композитора.
Либретто оперы принадлежит известному немецкому драматургу XIX века Генриху Бультгаупту.
Творческая деятельность Рубинштейна, поражавшая своей интенсивностью, в 1890-е годы идет на спад. Это время подведения итогов, осмысления пройденного пути. Композитор живет затворником в Дрездене, почти не выступает. В письмах этого времени красной нитью проходит тема усталости и разочарования: «Я исстрадался (исписался); философия с ее грозным словом «зачем» овладела мной». Кажется, что с созданием новой музыки покончено навсегда. Но Рубинштейн делает исключение для «Христа», своей давнишней музыкальной мечты, намереваясь завершить созданием этого произведения свое творчество: «Это моя последняя работа, довольно, не хочу писать!» – сообщает он сестре. Работа над произведением относится к лету 1893 года, когда Рубинштейн вместе с семьей жил в Италии на берегу живописного озера Комо в предгорьях Альп».
Печальна судьба этого произведения в России, на родине композитора. До революции духовные оперы (в том числе и «Христос») не допускались к исполнению. В советские времена вся русская духовная музыка фактически была запрещена. И лишь несколько лет назад слушатели получили возможность познакомиться с оперой. В 2001 году по инициативе и под управлением правнука композитора дирижера Антона Шароева в Тюмени, а потом и в других городах России (Москва, С-Петербург) фрагменты оперы «Христос» прозвучали в концертах, а затем и были записаны на DVD. Исполнение нового произведения привлекло внимание слушателей и вызвало восхищенные отзывы. Так, например, статья известного петербургского критика профессора М.Бялика об этом концерте была озаглавлена «Тюменское чудо»: «Подлинной сенсацией в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии стало исполнение трех эпизодов из духовной оперы Антона Рубинштейна «Христос».
Ноты «Христа» более ста лет считались утерянными. Однако многолетние поиски маэстро Антоном Шароевым партитуры оперы А.Рубинштейна привели к сенсационной находке в Берлине, и отныне это истинно духовное творение гения станет достоянием всего человечества.