Чайковский и Иларион. Камерата Сибири

Поделиться
6+ Камерная музыка
Тюменская филармония ТГФ Концертный зал
Добавить в планы

Описание

Оркестр «Камерата Сибири»
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России и Украины Антон Шароев

ПРОГРАММА
П.И. Чайковский Серенада для струнного оркестра До мажор
«Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром
Солист – Антон Шароев

Митрополит Иларион Stabat mater Кантата для солистов, хора и оркестра
Concerto grosso для скрипки соло, струнного оркестра и органа
Солистка - лауреат международного конкурса
Юлия Прямова
Орган - лауреат международных конкурсов Мария Блажевич


Серенада для струнного оркестра до мажор Петра Ильича Чайковского была написана композитором осенью 1880 года. По выражению композитора и музыковеда Бориса Асафьева, по форме это произведение «стоит на полпути между сюитой и симфонией».

Произведение состоит из четырёх частей:

I. Pezzo en forma di sonatina. Andante non troppo — Allegro moderato
II. Valse. Moderato. Tempo di Valse
III. Elegia. Larghetto elegiaco
IV. Finale (Tema russo). Andante — Allegro con spirito — Molto meno mosso — Tempo I — Più mosso

I. Pezzo in forma di sonatina — Пьеса в форме сонатины. Первая часть цикла, стилизованная Чайковским под музыку венских классиков, написана в тональности До мажор. В письме Фон Мекк композитор так объяснил концепцию музыки этой части: «В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца».

II. Valse — Вальс. В серенадах классической эпохи вторая часть, как правило, традиционно представляла собой бытовой танец менуэт. Чайковский сохранил эту традицию, однако заменил менуэт на другой трёхдольный танец — вальс. Вальс написан в тональности Соль мажор.

III. Elegia — Элегия. Третья часть цикла, Ре мажорная элегия, по мнению критиков тесно связана с вокальной музыкальной традицией. Вступление к части по мелодическому строю напоминает церковное пение. Дальнейший музыкальный материал представляет собой романс или «песню без слов». Внешне неожиданно, но с глубокой внутренней необходимостью вдруг возникает почти трагедийное звучание. В оркестре ясно звучит тема, которая спустя десять лет превратится в одну из центральных мелодий «Пиковой дамы». На этой мелодии Чайковский построит напряжённейшую кульминационную картину оперы — в спальне графини, когда Герман пытается выведать у старухи тайну трёх карт, но она умирает, не открыв ему тайны, от которой зависит его жизнь, его счастье. Так завершается третья часть Серенады.

IV. Finale (Tema russo) — Финал (на русскую тему). Основная тема финала струнной серенады позаимствована Чайковским из русской народной песни «Под яблонью зеленою». В дальнейшем эта тема разрабатывается автором в соответствии с традициями классической сонатной формы. Кроме того, музыка финала перекликается с другой народной песней «А как по лугу, лугу». Как и первая часть цикла, финал серенады написан в тональности До мажор.



Митрополит Иларион — епископ Русской православной церкви, митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, богослов, патролог, церковный историк, композитор и педагог. Автор ряда музыкальных произведений камерного и ораториального жанра.

Постоянными исполнителями музыки митрополита Илариона являются крупнейшие российские симфонические и хоровые дирижёры - Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Павел Коган и другие. 

Музыку митрополита исполняют ведущие российские оркестровые и хоровые коллективы, в числе которых Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Симфонический оркестр Мариинского театра и другие.


Идея создания кантаты «Stabat Mater» посетила Митрополита Илариона (Алфеева) в 2007 году. 

«В Евангелии от Матфея ничего не сказано о Матери Божией, стоящей у Креста. Но мне хотелось написать сочинение, которое было бы посвящено именно этой теме. Это вечная тема: Мать, плачущая о страданиях своего ребенка, и Божия Матерь, Которая плачет о страданиях всего мира и с молитвой обращается к Своему Сыну — воплотившемуся Богу».

Мировая премьера «Stabat Mater» Митрополита Илариона (Алфеева) состоялась 22 января 2012 года в Москве. Произведение состоит из четырёх частей. В основе либретто лежит канонический латинский текст, приписываемый поэту Якопоне да Тоди (итальянский поэт, живший в конце XIII - начале XIV века).