Александр Рудин и ТФО

Поделиться
6+ Симфоническая музыка
Тюменская филармония ТГФ Концертный зал
Добавить в планы

Описание

Тюменский филармонический оркестр
Дирижер – народный артист России Александр Рудин

ПРОГРАММА

Чайковский Сюита для оркестра №3
Гайдн Симфония №26 «Жалоба»
Гайдн Концертная симфония для скрипки, виолончели, гобоя и фагота

Солисты:
Александр Кащеев (скрипка)
Армине Назарян (виолончель)
Ганбаатар Гомбо (гобой)
Карыбек Иманов (фагот)

Александр Рудин — российский виолончелист, пианист, дирижёр, художественный руководитель академического камерного оркестра «Musica Viva», профессор Московской консерватории. Народный артист России (2001). Лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства (2003).

Рудин - выпускник Института им. Гнесиных по специальностям «виолончель» и «фортепиано» и Московской консерватории по классу дирижирования. 

Александр Рудин принадлежит к редкому типу музыкантов-универсалов, не ограничивающих себя одной исполнительской ипостасью. Виолончелист, дирижер и пианист, исследователь старинных партитур и автор оркестровых редакций камерных произведений, художественный руководитель оркестра...

Вклад маэстро в музыкальную культуру прежде всего в представлении академической музыки различных направлений и традиций как единого музыкального пространства, что способствует пониманию музыки как непрерывного историко-культурного процесса, сочетающего в себе наследие прошлого и настоящее, но при этом каждое из составляющих не утрачивает своей самобытности.

В программы концертов оркестра входят самые различные произведения от эпохи барокко до современности. Некоторые произведения авторов времен крестовых походов и Возрождения, Баха, Сальери, Козловского, Саллинена, Озерова были впервые исполнены в России именно оркестром «Musica Viva». 

Газета «Время новостей» отмечает: «Великолепный музыкант, один из самых авторитетных мастеров и виртуозов, редчайшего класса ансамблист и умный дирижер, знаток инструментальных стилей и композиторских эпох, он никогда не слыл ни разрушителем основ, ни атлантом-охранителем на пафосных котурнах... Тем временем именно Александр Рудин для огромного количества его сверстников и более молодых музыкантов нечто вроде талисмана, залог возможности здравых и честных отношений с искусством и партнерами. Возможности любить свое дело, не теряя с годами ни критической способности, ни исполнительского мастерства, ни профессионализма, ни живости, ни искренности».



Чайковский - Сюита для оркестра №3. Первая часть сюиты, «Элегия», написанная в сонатной форме, лишена обычной для симфонических allegro Чайковского взрывчатости и остроты контрастов. Оба ее основных тематических раздела — пасторальная главная партия с пентатонными оборотами в мелодии и меланхолически романсная побочная — выдержаны в лирико-созерцательном тоне.

Сумеречный, холодный по колориту «Меланхолический вальс», составляющий вторую часть сюиты, привлекает к себе внимание необычной трактовкой этого излюбленного Чайковским жанра. Основная его тема, излагаемая в тусклом низком регистре альтов с ответом флейт на фоне остинатного синкопированного баса, содержит в себе что-то неотвратимо роковое. Короткие проблески света очень быстро гаснут и растворяются в этой тяжелой густой мгле, предвещая жуткие видения «Пиковой дамы» и некоторых страниц «Щелкунчика».

Финалом сюиты служит развернутый цикл вариаций на простую, слегка жеманную тему в классическом роде. Развивая ее в двенадцати вариациях, композитор создает самостоятельную сюитную последовательность разнохарактерных жанрово контрастных пьес.



В конце 1760-х — начале 1770-х годов Гайдн отходит от развлекательной, «дивертисментной» разновидности жанра симфонии. Его лучшие симфонии этого периода отличаются серьезностью и драматизмом; в их эмоциональном строе сказалось влияние «Бури и натиска» — течения, которое в третьей четверти XVIII века существенно повлияло на литературу и искусство немецкоговорящих стран.

Восприняв гуманистический пафос Просвещения, отвергнув нормативную эстетику классицизма, представители этого течения требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом.

И первое произведение Гайдна, проникнутое по-настоящему глубокими чувствами, хотя и необязательно личностно окрашенными, - это Симфония № 26 ре минор «Жалоба». Название, по-видимому, навеяно второй, медленной частью симфонии, основанной на песнопении из Плача Иеремии.

Симфония написана для исполнения во время пасхальной недели. Произведение состоит из трех частей, заканчивающихся менуэтом и трио:

Allegro assai con spirito ре минор и мажор
Адажио фа мажор
Менуэт и Трио (Трио ре мажор)

Симфония написана для двух гобоев, двух фаготов, рожков, литавр, клавесина и струнных - скрипок, альтов, виолончели и контрабасов.